Тираны и мудрецы | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Тираны
и мудрецы

Оправдание заблуждений гения в переписке Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт.

Автор: Мария Божович

Тираны и мудрецы

читайте также

Слияния и поглощения: не проиграть в лотерее

Роджер Мартин

Второй шанс произвести хорошее впечатление

Хайди Грант

Почему Америка теряет свой предпринимательский задор

Эрик Гарланд

Три способа создать культуру, позволяющую лучшим сотрудникам раскрыться

Линдси Макгрегор,  Нил Доши

читайте также

Философов разных взглядов объединяет способность — и уважение — к критическому мышлению друг друга.

Платон считал идеальным государство, во главе которого стоят философы; Фома Аквинский писал, что правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях; а Ницше, наоборот, полагал, что любая сильная власть враждебна философу: «Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внут­реннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов».

Для двух «властителей дум» ХХ века — Мартина Хайдеггера

и Ханны Арендт — проблема философии и тирании очень важна. Их переписка, недавно вышедшая на русском языке, охватывает период с 1925 по 1975 годы. Внутри этого полстолетия­ — перерыв длиной почти в 20 лет, вызванный главной катастрофой минувшего века.

Снова и снова историки, биографы, кинематографисты (вспомним байопик 2013-го года «Ханна Арендт») пытаются понять эту любовь между членом НСДАП и еврейкой, тем, кто был на стороне палачей, и той, которая чудом не оказалась среди жертв, тем, кто воспевал «вождей и хранителей», воспитывающих целый народ, и той, что сказала: «Если мы хотим жить на этой земле, мы должны вести непрерывный разговор о сущности тоталитаризма». Эти споры обострились, когда в прошлом году были опубликованы знаменитые «Черные тетради», дневники 1931—1941 годов, в которых — это вынуждены ­признать даже страстные защитники Хайдеггера — великий философ предстает расистом, критикующим «беспочвенность» и разрушительное начало еврейства.

И вот этого человека любила Ханна Арендт, его фотография стояла у нее всю жизнь на письменном столе. Почему? Вернемся к началу, к их первой встрече. Ханна была моложе своего преподавателя на 17 лет, она была красива, застенчива и, как многие другие студенты, находилась под влиянием харизматичного 35-летнего профессора. Много лет спустя в своей знаменитой речи к 80-летию Хайдеггера, приведенной в книге «Письма 1925—1975

и другие свидетельства», Арендт объясняла, чем он привлекал умы и сердца. Хайдеггер впервые предложил своим ученикам не историю философии, но саму философию, заставляя их не собирать чужие мысли, но мыслить самостоятельно. «Мышление снова стало живым… Существует Учитель — а значит, мышлению можно научиться». При этом парадоксальным образом сам Хайдеггер тогда не разглядел в Ханне то, чем ей суждено было стать. Роман этот для Ханны становился все более мучительным. Ведь у Хайдеггера было все: обожание студентов, счастливая семья c двумя сыновьями и запретная любовь, вдохновляющая на работу над книгой «Бытие и время». У нее же не было ничего, кроме подпольных свиданий и тайны, которой она не могла поделиться даже с самыми близкими.

В 1926 году Арендт приняла решение расстаться. Она продолжала учиться, работать над диссертацией под руководством Карла Ясперса, но с приходом к власти нацистов ее жизнь круто изменилась. Весной 1933 года Арендт ненадолго попадает в тюрьму, затем принимает решение покинуть страну. Она уезжает в Прагу, затем в Женеву и Париж, а когда нацистская оккупация настигает ее и там, перебирается в США. В это же самое время ее бывший возлюбленный становится ректором университета во Фрайбурге, вступает в НСДАП, призывает студентов и ученых к возрождению немецкого духа и преданности вождям, организует скаутский научный лагерь с кострами, барабанной дробью, выносом знамени и философскими диспутами. Он фактически разрывает отношения с товарищем и оппонентом Карлом Ясперсом, женатым на еврейке, и под благовидным предлогом не приходит на похороны своего учителя, еврея Эдмунда Гуссерля.

Это продлилось недолго. Начались конфликты с нацистским руководством, административные интриги и разочарование в гитлеровской идеологии. Всего через год Хайдеггер подал в отставку, однако короткого сотрудничества с нацистской властью многие не могут ему простить до сих пор.

После войны Хайдеггеру запретили преподавать и печататься, но это не помешало ему стать культовым мыслителем Европы. Одни — как Жан-Поль Сартр — оправдывали национал-социалистическую ангажированность Хайдеггера страхом и жизненными обстоятельствами, другие — как историк Эрнст Нольте  — просветительским универсализмом: «Это был не эпизодический “полет” из царства философии в повседневную политику, а проявление “философских” надежд».

Мнение Нольте, ученика Хайдеггера и автора феноменологического метода в истории, очень показательно. Его и самого обвиняли в ревизии взглядов на фашизм: он считал его реакцией на «азиатское деяние», под которым понимал Октябрьскую революцию и последовавший за ней ГУЛАГ. Русский же читатель не может не вспомнить в связи с этим известную статью Ивана Ильина, где выдающийся философ (очень, кстати, ценимый Владимиром Путиным) приветствовал национал-социализм как спасение от «красной угрозы»: «Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию, европейской культуре дается отсрочка».

Словом, оправдание нацизма было свойственно не одному только Хайдеггеру, и это настойчиво подчеркивала Ханна Арендт, которая с 1948 года не просто восстановила контакт с учителем и бывшим возлюбленным, но и приложила немало усилий, чтобы реабилитировать его и помочь вернуться к преподаванию. «Сотрудничество с нацизмом было правилом именно среди интеллектуалов», — писала она. В ее речи к 80-летию Хайдеггера говорится об удаленности всякого философа от мира, о его «местожительстве мышления», которое лежит «в стороне от жилищ людей». Подобное уединение столь же необходимо, сколь и опасно ­— слишком уж разрежен воздух и искажена оптика на тех вершинах мыслительных абстракций, куда поднимается философ и откуда, увы, велик соблазн спуститься во всеоружии нового знания, которое так хочется навязать миру. Это есть великий искус философии, не менее древний, чем она сама: «…Платон и Хайдеггер, когда они ввязываются в человеческие дела, ищут убежища у тиранов и фюреров».

Хайдеггер ввел понятие das Man, под которым понимается некое собирательное общественное «оно», неспособное к критическому суждению и рефлексии человеческое стадо. «Немецкий университет значим нам как высшая школа, которая от науки и через науку берет вождей и хранителей судьбы немецкого народа для взращивания и воспитания», — говорил он в речи при вступлении в ректорскую должность. Получается, что для толпы, для das Man, необходимо и даже желательно тоталитарное начало. Этому философскому вождизму Ханна Арендт противопоставляет концепцию античного полиса, сообщества мыслящих, спорящих людей, где каждый гражданин не принуждением, но убеждением доказывает свою правоту. Если право мыслить и убеждать есть у каждого, то философия с ее абстракциями не только не опасна, но и абсолютно необходима. Не зря же Карл Ясперс говорил: «Нет большой философии без политики».