Склонность забывать свои прегрешения приводит к мошенничеству | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Склонность забывать свои прегрешения приводит
к мошенничеству

Почему и менеджмент, и рядовые сотрудники, даже вроде бы не потерявшие совесть, то и дело попадаются на таких сомнительных делах?

Автор: Франческа Джино

Склонность забывать свои прегрешения приводит к мошенничеству

читайте также

Революция в службе поддержки

Виртц Йохен,  Кауфман Рон

Реклама для мобильников: помогать, а не навязывать

Гупта Сунил

Полезные фантазии: почему вам нужно читать не только отчеты и новости

Элиот Пепер

В поисках идей: августовский выпуск

Редакция «HBR — Россия»

На прошлой неделе автоконцерн Mitsubishi Motors, один из крупнейших автопроизводителей Японии, признал, что на протяжении 25 лет применял для проверки экономии топлива на своих двигателях методы, недопустимые с точки зрения японского законодательства. Корпорация поведала о том, как неоднократно подтасовывала данные тестов по четырем моделям для внутреннего рынка, а на многих других — проводила испытания, не соответствующие национальным стандартам.

Это не единственный пример долговременного корпоративного мошенничества. Осенью прошлого года американское Агентство по защите окружающей среды обнаружило, что Volkswagen много лет подделывал тесты по выхлопам своих авто. Аналогичные примеры неэтичного поведения можно найти в любой отрасли — от банков до страхования и медицины.

Почему и менеджмент, и рядовые сотрудники, даже вроде бы не потерявшие совесть, то и дело попадаются на таких сомнительных делах? Недавно мы провели исследование, чтобы ответить на этот вопрос, и увидели, что повторные обманы можно объяснить слабостью человеческой памяти.

Если индивидуум поступает вопреки собственным моральным представлениям, думать об этом ему крайне неприятно, это угрожает его представлению о себе как о порядочном и честном человеке. Соответственно, он прибегает к различным стратегиям, спасаясь от стресса, в том числе — попросту забывает все неприятное. Такие искажения памяти не случайны, они направлены на сохранение самоидентичности и «хорошего» представления о себе.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

В нашем исследовании мы выяснили, что люди быстрее забывают собственные неэтичные поступки, чем другие события, в том числе нейтральные, позитивные и негативные (даже охотнее, чем чужие неэтичные действия). Мы назвали эту тенденцию неэтической амнезией , склонностью забывать свои грязные дела. Такого рода амнезия представляет собой механизм адаптации, помогающий справиться с психологическим стрессом, неприятным осадком от дурного поступка.

Мы обнаружили признаки подобной амнезии в девяти экспериментах с различными демографическими группами — от студентов-первокурсников до взрослых интернет-сообществ. В этих исследованиях мы сопоставили индивидуальные воспоминания о различных типах событий, чтобы установить качество (в том числе живость и подробность) воспоминаний о неэтичных поступках по сравнению с качеством других воспоминаний.

Например, в одном исследовании мы попросили рассказать о личном опыте и своих переживаниях и убедились, что те, кто поведал о совершенном неэтичном поступке, уже через несколько дней помнили меньше подробностей, чем те, кто описывал этичное поведение, а также свой позитивный или даже негативный, но не связанный с нарушением моральных правил опыт.

Участников другого исследования мы попросили прочесть подробный рассказ о неэтичном поступке. Одни читали историю, написанную от третьего лица, а другим достался рассказ от первого лица, причем предлагалось поставить себя на место главного героя. И опять оказалось, что свои (даже условно «свои») грязные дела человек забывает, а чужие — помнит.

Мы также провели еще один эксперимент, участники которого получали возможность смошенничать в игре в кости, получить деньги, соврав о результатах броска. Затем, спустя несколько дней, мы просили их поделиться воспоминаниями. Оказалось, те, кто врал, сохранили менее отчетливые и детальные воспоминания о своей игре, чем те, кто играл честно.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

Мы проверяли в том числе и последствия неэтичной амнезии. В двух исследованиях, проведенных через несколько дней после нечестной игры, мы предоставляли участникам еще один шанс сыграть, смошенничав, и установили, что первый обман вызывает неэтичную амнезию, которая в свою очередь провоцирует дальнейшее неэтичное поведение.

В целом наши исследования подтвердили снижение ясности и отчетливости воспоминаний о прежних неблаговидных поступках, чем и объясняется повторение таких же нечестных действий: человек, как мы убедились, склонен забывать свои грязные дела и если даже вспоминает их, то менее отчетливо, чем другие виды позитивного и негативного опыта.

Поняв психологию принятия решений, мы сможем лучше разобраться в источниках корпоративного мошенничества и будем, как нам хочется надеяться, впредь вести себя более честно и поспособствуем созданию здоровой атмосферы в своих организациях.