«Бедные» богатые дети: неограниченный финансовый ресурс | Большие Идеи

・ Этика и репутация

«Бедные» богатые дети: неограниченный
финансовый ресурс

Для многих состоятельных семей очень остро стоит вопрос: как привить ребенку желание творить, быть кем-то, а не только потреблять.

Автор: Марина Мелия

«Бедные» богатые дети: неограниченный финансовый ресурс

читайте также

Грех пессимизма

Сергей Филонович

Удар на $6 млрд

Утпал Долакиа

Когда в работе счастья нет

Джилл Коркиндейл

Беар Гриллс: «Неудача — это как дверь, вы должны через нее пройти»

Юлия Фуколова

У детей богатых родителей много возможностей: получить хорошее образование, общаться с успешными людьми, развить свои способности, уверено чувствовать себя в самых разных жизненных ситуациях. Однако большие финансовые возможности влекут за собой и большие проблемы. Недаром говорят: хотите сделать своего ребенка несчастным — дайте ему все, что он только пожелает.

Вспоминаю разговор с известным предпринимателем из «золотой сотни» Forbes, который сетовал на своего 18-летнего сына: «Не знаю, что с ним делать, вообще ничего не хочет. Единственное, чем он вроде бы интересовался, — это машины. На 18-летие я, жена и бабушка с дедушкой, не сговариваясь, подарили ему по машине. О каждой можно лишь мечтать. Но он ни в одну так и не сел. Я просто в растерянности, ну ничего не хочет». И аналогичных жалоб я слышу все больше и больше. В чем же дело?

В России утрачены веками наработанные традиции воспитания детей в состоятельных семьях. Многие разбогатели за столь короткое время, что выработать иммунитет к большим деньгам просто не успели. И конечно, не успели приобрести опыт воспитания детей в условиях практически неограниченных финансовых ресурсов. Ведь для того, чтобы дать ребенку все необходимое, столько денег просто не нужно.

Когда финансовые возможности родителей неограничены, ребенок получает все, что захочет, сразу же. И в этом главная опасность. Ребенку неведом длинный и интересный путь: вынашивание мечты, сбор информации, построение планов, обсуждение их с родителями и друзьями, приложение собственных усилий, обязательные неудачи и успехи и, наконец, обретение желаемого. А пока мечта превращается в реальность, ребенок учится желать, планировать, рассуждать, сотрудничать, действовать, отказывать себе в чем-то, терпеливо ждать, и ценить обретенное.

Если же нет сопротивления среды, то не на что опереться, у ребенка нет опыта фрустрации, нет толерантности к кризисным ситуациям. А лишь это дает возможность развития, иначе ребенок остается инфантильным, не способным к преодолению.

Вариант «захотел — получил» довольно скучный, он ничему не учит и никуда не ведет, разве что к душевной пустоте. Что может происходить с ребенком в условиях свалившегося на него изобилия? В зависимости от темперамента вести он себя будет по-разному. Представим ребенка, которому хочется отведать яблока. Для этого нужно приложить какие-то усилия: может, потянуться или подпрыгнуть, а может, подставить лестницу или нагнуть ветку, и лишь затем сорвать яблоко. А если сидит ребенок под деревом, и на него в неограниченном количестве эти яблоки валятся? Тогда один будет буквально прятаться и закрывать голову, другой будет их жадно хватать и запихивать за пазуху, а третий просто начнет швыряться ими. Так и в реальной жизни — одному ребенку сколько ни дай, все мало, второй уже ничего не хочет, а третий агрессивно ведет себя по отношению и к родным, и к подаренным вещам.

И если родители дают ребенку все и сразу, то тем самым они лишают его возможности понять, что радость достижения и творчества намного важнее, чем просто потребление.

Интересная закономерность: родители, которые многого достигли, часто сами связывают уровень своего психологического комфорта лишь с повышением материального благосостояния. По крайней мере, как большинство людей целедостижения, детям они чаще говорят именно об этом. Дети не понимают, что родители внутренне удовлетворены и горды самим процессом преодоления, достижения («У меня получилось!»). Эта часть жизни родителей остается в тени. Она не обсуждается с детьми и не показывается им. Дети не видят работающих взрослых, они не знают историй успеха, не видят механизма достижения целей. Дети видят только верхушку айсберга — созданное родителями материальное благосостояние. Именно оно и воспринимается детьми как чуть ли не самое главное. Особенно это отличает те семьи, где отец как бы вне поля зрения, а дети чаще общаются с мамой, которая тоже — лишь потребитель. Возможность удовлетворять свои потребности без реализации своих возможностей лишает детей богатых родителей даже представления о том, что уже сама по себе атмосфера такого благосостояния есть один из результатов полноценной работы. Дети в таких условиях нередко обречены на ведение гедонистического образа жизни, не умея ни ставить перед собой интересных содержательных целей, ни тем более их добиваться.

Чаще всего родители не осознают того, что должны каким-то образом показывать детям, что некогда поставленные ими цели — достигнуты, что сам процесс работы доставляет им радость, а удовлетворение от заработанного опыта, достижений и успехов — больше, чем от покупки даже самых дорогих вещей. И если специально об этом не задумываться и специально не транслировать этого ребенку, то мотивация достижения, которая очень сильно развита у родителей, у детей подменяется мотивацией потребления.

Ведь для того, чтобы действовать, нужны побудительные мотивы, должна быть цель, к которой стремишься. Человеком в этом случае движет некий разрыв между тем, что у него есть и тем, что он хочет. У него должен быть путь, по которому нужно пройти, чтобы достичь желаемого.

У «бедного» богатого ребенка жизнь устроена по-другому: если он, даже имея все, чего-то все-таки захотел, то сразу же это получит. Тогда надо добиваться того, чтобы у него были какие-то стимулы помимо материальных. Родители должны думать о формировании у своего ребенка мотивации «быть», а не стремления «иметь». «Быть» — это что-то делать, производить, творить, чего-то достигать. А «иметь» — это лишь использовать, потреблять. Соответственно, если мы идем по пути потребления, повинуясь желанию иметь все больше и больше, то неминуемо окажемся в экзистенциальном тупике, когда человек уже ничего не хочет. А как писал Фромм, «очеловеченный человек — это не тот, кто имеет много, а тот, кто является многим». Если же мы идем с ребенком по пути «быть», то этот путь нескончаем, и здесь тупика быть не может.

В семьях, в которых нет такого достатка, стремление к достижениям формируется самой средой. Ведь если чего-то недостает и никто тебе это «на блюдечке» не приносит, то приходится всего добиваться самому. Привить такую мотивацию в условиях неограниченных финансовых ресурсов намного труднее. Это требует от родителей, во-первых, понимания, что у ребенка обязательно должна быть такая мотивация, а во-вторых, специальных усилий с их стороны.

Именно семья может преобразовать желание маленького человека иметь, использовать, потреблять — в стремление быть, творить. И тогда богатство послужит ему поддержкой на этом пути.