«Они» — это «мы» | Большие Идеи

・ Этика и репутация

«Они» —
это «мы»

Мне кажется, что кризис может наконец изменить отношение людей к российским компаниям.

Автор: Андрей Бережной

читайте также

Как устроена предпринимательская экосистема

Дэниел Айзенберг

Новый мир: как CEO Microsoft Сатья Наделла меняет компанию

Сатья Наделла

Больше тестов: почему маркетологам не хватает экспериментов

Джулиан Рунге

Будьте оптимистом, но не дураком

Хайди Грант

После перерыва я решил продолжить свой блог. И хочу обсудить то, что сейчас меня волнует больше всего — отношение общества к отечественному производству.

Как будто можно подводить итоги кризиса — хотя бы предварительные. Меня неоднократно спрашивали в последнее время: какой урок из кризиса вынесли/должны вынести российские производители? Но я бы переформулировал вопрос: какие уроки из кризиса должно вынести общество в отношении своего производителя?

Мне кажется, что кризис может наконец изменить отношение людей к российским компаниям. Прежде всего к компаниям, которые производят некий конечный продукт. Мы должны перестать говорить «они не могут делать ботинки» или «они не умеют производить самолеты» и начать говорить «мы не можем делать ботинки» и «мы не умеем производить самолеты». Потому что мы — одна страна, одна нация, как это бы это пафосно ни звучало. И пока это понимание не придет, у нас не будет серьезного промышленного производства.

Я сознательно перевожу обсуждение в социальную сферу, ведь и причины (даже тот же ипотечный пузырь и вопрос доверия), и пути выхода из кризиса лежат именно в этой плоскости. Дело тут даже не в сплоченности нации перед лицом опасности. Все прагматичнее: с приходом кризиса розовые мечты о том, что в страну вот-вот хлынут деньги инвесторов, международные компании одна за другой станут открывать в России производства, что нас научат, нам помогут, в том числе создадут мощную промышленность, — рухнули. Я вас уверяю, не так много найдется сейчас людей, готовых ради завоевания российского рынка открывать здесь заводы и фабрики — гораздо проще сделать это, завалив страну своей продукцией. Не факт, что и до кризиса таких людей было много. А это значит, что мы должны учиться проектировать и создавать сами — и ботинки, и самолеты, и автомобили, и многое, многое другое.

Мнение простых людей здесь играет огромную роль — пока народ не будет отождествлять себя с продуктом, который производится в его стране национальной промышленностью, повторюсь, у нас ничего не будет. Кому-то такое утверждение может показаться проявлением квасного патриотизма. Но посмотрите на другие страны. Генри Форд в свое время сказал: «Что хорошо для Ford, хорошо для Америки», и его высказывание очень точно отражает мнение простого американца. А не по аналогичной ли причине сейчас так беспокоится немецкое правительство о судьбе частного производителя Opel? Мне бы хотелось, чтобы и к нашим производителям народ стал относиться так же. Я, безусловно, понимаю, что производителю есть над чем работать — я не против конструктивной критики, не против рациональных предложений, но я против травли и иррационального оголтелого уничтожения, против того самого злобного «они не могут». Если у своего, государственного предприятия проблемы с менеджментом, это не повод для злорадства. Давайте их решать, давайте наймем дорогостоящих менеджеров, которые развивали Fiat или Nissan. Но зачем смешивать целые отрасли с грязью? Что от этого выиграет каждый из нас? Ничего. Здоровая критика и толерантное, адекватное отношение к своему — вот чего мы, производители, ждем. Для этого каждому из нас, граждан своей страны, достаточно просто понять, что «они» — это на самом деле «мы». А еще — что пока в стране не станут покупать свои автомобили, ботинки, костюмы и т.д., отечественной промышленности не будет.

В качестве заключения — история из реальной жизни. Недавно я участвовал в одной телевизионной передаче, ведущий которой занимал ярко выраженную враждебную позицию по отношению к российскому производителю. «Зачем я должен покупать нашу обувь, если есть итальянская, которая лучше?» — спрашивал он. Мне очень хотелось встать и сказать ему: «А ты отдаешь себе отчет, насколько фиговая твоя передача по сравнению с такой же передачей на итальянском ТВ? Уж точно фиговее, чем наша обувь по отношению к итальянской». Прежде чем в следующий раз начать критиковать «сделано в России», давайте критически посмотрим на себя.