Идеи в оковах | Большие Идеи

・ Феномены


Идеи в оковах

Письмо главного редактора

Автор: Марина Иванющенкова

Идеи в оковах

читайте также

Преданность коллективу и этика: совместимые ли это вещи?

Франческа Джино

Критика как угроза

Наталья Артемьева

Десять самых интересных материалов об эмоциональном интеллекте

Бизнес-кейс: кому быть козлом отпущения после кризисной ситуации?

Яна Сейтс

Идея сама по себе мало чего стоит. Так часто заявляют начинающим предпринимателям маститые инвесторы. Вы, мол, соберите лучшую команду, создайте прототип, проверьте все гипотезы, покажите наличие платежеспособного спроса и масштабируемость продукта — вот тогда и поговорим.

А я так скажу: смотря какая идея. Если бы продавец электроники из Нигерии Кеннет Ннебуэ в 1992 году действовал, как хотят маститые инвесторы, сегодня не было бы Нолливуда — нигерийской киноиндустрии с оборотом более $3 млрд в год. Она появилась на голом месте лишь потому, что Ннебуэ, получившему по случаю крупную партию чистых и никому в стране не нужных видеокассет, пришла в голову блестящая идея, как их продать. Он придумал сценарий триллера «Жизнь в оковах», снял по нему двухсерийный фильм, записал его на те самые видеокассеты — и фильм разошелся по всей Африке сотнями тысяч копий.

Этот хрестоматийный пример приводят Клейтон Кристенсен, Эфоса Оджомо и Карен Диллон в статье «Ключ к рынку, которого нет». Упоминают они и другие случаи того, как идеи и инновации способствуют возникновению многомиллиардных компаний в регионах, где, казалось бы, нет платежеспособного спроса. Низкий уровень развития инфраструктуры и слабые государственные институты — тоже надуманные препятствия. По оценкам авторов статьи, если есть хорошие идеи, вера в них и упорство в реализации, то инфраструктура и институты быстро подтягиваются вслед за частной инициативой.

Устоявшееся представление о том, что прежде чем начинать какое-то дело, нужно тщательно проанализировать все «против», приводит к дефициту хороших идей. Пора исправлять ситуацию. Внимательно изучите карту глобальных трендов, подготовленную Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Быть может, ваша блестящая идея где-то там или в других материалах этого номера.