«Лучше бы мы ненавидели свою работу, было бы гораздо проще» | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Лучше бы мы ненавидели свою работу, было бы гораздо проще»

Бриджид Шульте
«Лучше бы мы ненавидели свою работу, было бы гораздо проще»
Фото: Matthew Henry / Unsplash

Большую часть своей карьеры я чувствовала себя перегруженной, временами – смертельно перегруженной. Я задерживалась на работе допоздна, работала тогда, когда должна была проводить время с семьей и испытывала просто невероятный стресс. Несколько лет назад, перед уходом из Washington Post, я наводила порядок в своих архивах, накопленных почти за 20 лет работы. Открывая папку за папкой, я в каждой из них находила незаконченные, но весьма хорошие истории. Из них могли бы получиться отличные статьи — если бы я не была так занята и нашла время закончить их.

Долгие годы я вспоминала об этом со стыдом и сожалением. Я обвиняла себя в том, что не выделила время для работы над более амбициозными и приоритетными проектами, не смогла справиться с задачами в разумные сроки и оставить себе больше времени на личную жизнь. Только недавно я начала понимать, что была загнана в ловушку занятости.

Последние два с половиной года я работаю совместно с исследователями из некоммерческой организации ideas42, которая использует открытия в области поведенческих наук для решения практических проблем. Мы изучаем возможности, которые может дать наука для решения проблемы баланса между работой и личной жизнью.

Наши исследования показывают, что конфликт между работой и личной жизнью во многом определяется отношением человека к своей загрузке. Следует иметь в виду, что баланс работы и личной жизни может быть причиной стресса, проблем со здоровьем, снижения продуктивности. Он также может стать барьером, препятствующим достижению гендерного равенства.

И, возможно, самый главный вывод наших исследований таков: работники не могут самостоятельно повлиять на цикл своей рабочей загрузки. Решение этой проблемы лежит не на личном уровне, а на уровне организации.

Отношения работников к проблеме баланса между работой и личной жизнью

На получение этих выводов ушло некоторое время. На первом этапе проекта исследователи из ideas42 в течение года работали с тремя различными некоммерческими благотворительными организациями страны. Мы совершили несколько визитов в эти организации для интервью, наблюдений (за стилями управления своим рабочим процессом среди работников, менеджеров и руководителей) и выявления факторов, влияющих на баланс между работой и личной жизнью. Мы изучали корпоративную культуру и взаимодействие сотрудников с рабочей средой. В настоящее время в исследовании участвуют еще пять некоммерческих организаций, а три организации согласились разработать и протестировать определенные поведенческие изменения, чтобы улучшить баланс между работой и личной жизнью.

При анализе последних данных меня в очередной раз ошеломил диссонанс, с которым мы то и дело сталкивались: практически каждый участник утверждал, что ключевая ценность компании — баланс между работой и личной жизнью (то есть возможность эффективно работать, но при этом иметь время на реализацию других жизненных потребностей). При этом все организации (включая саму ideas42 и Better Life Lab, некоммерческую программу которой я управляю сейчас) не справляются с этой задачей. Электронная почта может настичь нас в любой момент. Работа нарушает наш сон, проникает в выходные, в больничные палаты и семейные праздники. Люди сталкиваются с выгоранием. Несмотря на это многие работники демонстративно несут это жертвенное отношение к своей работе словно почетное знамя. К примеру, в одной из организаций, принявших участие в исследовании, сотрудники считают, что нельзя работать более 45 часов в неделю, а на деле каждый из них посвящает работе более 52 часов.

Некоммерческие организации сталкиваются с одной определенной проблемой. Их работники зачастую считают свою деятельность настолько важной, что остальные аспекты жизни, касающиеся материальной компенсации труда, здоровья или личной жизни, отходят на второй план. При этом недавнее исследование показало, что половина работников некоммерческой сферы на самом деле находится либо на стадии профессионального выгорания, либо близки к нему. Во время наших визитов некоторые сотрудники признались, что, они осознают преимущества баланса между работой и личной жизнью, но все равно работают до изнеможения, поскольку любят свое дело. Вот слова одного из участников исследования: «Мы считаем это [свою работу] важным, поэтому не можем отключиться от нее. Лучше бы мы ненавидели свою работу, было бы гораздо проще добиться баланса между ней и личной жизнью».

У руководителей ситуация не лучше. Они точно так же выражали желание обрести баланс между работой и личной жизнью (пусть не для себя, но хотя бы для своих сотрудников), но при этом хуже всех справлялись с поиском этого баланса. Они писали сообщения в 9 вечера, рассылали письма по выходным и редко брали отпуск. Некоторые из них даже не осознавали, насколько их убеждения расходятся с реальностью. Другие же признавали, что не справляются: «У нас плохо получается соблюдать баланс».

Я поняла, что для создания баланса между работой и личной жизнью недостаточно просто попросить людей не проверять рабочую почту по ночам. Все опрошенные нами работники знали, что им нужно делать, но не делали этого. Поэтому, к чему бы ни пришли исследователи поведенческих практик, внедрять эти схемы следует на уровне корпоративной культуры, страдающей от «парадокса занятости».

Что такое «парадокс занятости»

Вот как работает парадокс занятости: когда мы очень заняты и испытываем панику от нехватки времени (то, что один из участников назвал «хронической лихорадкой» рабочего дня), снижаются наши способности к концентрации внимания. Исследователи называют это явление «туннельным эффектом». В таких условиях мы можем обращать внимание только на самые безотлагательные и зачастую менее ценные задачи, которые находятся прямо перед нашими глазами — словно мы находимся в туннеле и поэтому не видим ничего другого. Исследования показали, что в таком состоянии мы теряем около 13 баллов IQ.

Днями напролет мы везде спешим как на пожар, торопимся на встречи, отвечаем на сообщения и к 17:00 или 18:00 с грустью осознаем, что даже не притронулись к наиболее приоритетной задаче.

Мы задерживаемся в офисе или берем работу на вечер или выходные и крадем это время, забирая его у всей остальной жизни для работы. «Оказавшись в таком состоянии вечного пожара и туннельного эффекта, вы не можете достичь долгосрочных целей — у вас нет на это времени, — объясняет Мэтью Дарлинг, вице-президент и руководитель проектов ideas42. — Вы стремитесь сделать те дела, которые можно легко вычеркнуть из ежедневного плана. Ваших ресурсов хватает только на это». Туннельный эффект и загруженность взаимно подпитывают друг друга, добавляет Дарлинг: «Концентрация на краткосрочных задачах не позволяет вам работать над стратегическим планированием, и вы продолжаете загружать себя такими же задачами».

В теории работники могут просто не завершать ту работу, которую не успели выполнить, скажем, до 17:00, и отложить ее на следующий день. Однако на деле выйти из туннеля чрезвычайно трудно. Если, к примеру, сто лет назад в США большее количество отдыха ассоциировалось с престижным статусом, сегодня поводом для гордости становится постоянная занятость.

Сколько бы мы ни сетовали на работу, где все постоянно заняты, но никто при этом не продуктивен, уровень загрузки стал средством выражения преданности делу и лидерского потенциала.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Гибкие кадры
Джон Янгер,  Норм Смоллвуд
Чего ждать от Китая
Джастин Фокс