Работать — значит жить?
Ирина Пешкова
Большинству из нас хоть раз в жизни приходилось менять работу или сталкиваться с безработицей. Очевидно, что в таких ситуациях люди испытывают сложную гамму чувств: тревожность, страх перед переменами и неизвестностью, предвкушение нового опыта. Но как чередование занятости и безработицы, то есть потеря или смена работы влияют на нашу самооценку и чувство удовлетворенности жизнью?
Чтобы ответить на этот вопрос, голландские ученые в течение 11 лет опрашивали 22 тыс. человек, 83% которых имели голландское происхождение (в конечной репрезентативной выборке использовались данные опросов 13 671 респондента). Средний возраст участников составил 43 года, 54% из были женщинами. В ходе исследования ученые изучили влияние смены работы на психику человека — при этом они принимали во внимание такие факторы, как демографические характеристики и ключевые черты личности. Для анализа использовалась «Большая пятерка» — психологическая модель оценки индивидуальных личностных различий по пяти показателям: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, невротизм и открытость новому опыту.
В поисках связи между удовлетворенностью жизнью и занятостью ученые анализировали в том числе довольство текущим местом работы. Участники указывали, насколько они удовлетворены уровнем своей зарплаты, в какой степени их устраивает график и вид работы, атмосфера в коллективе и трудовые обязанности. Самооценка оценивалась с помощью шкалы самоуважения Розенберга (ответы респондентов раскладывались на шкале от 0 до 30 и давали информацию о двух факторах: «самоуважение» и «самоунижение»). Удовлетворенность жизнью, в свою очередь, измерялась с использованием шкалы Динера.
Выводы, к которым пришли ученые за годы наблюдений, указывают на то, что влияние потери или смены работы на человеческую психику нельзя недооценивать. Перечислим основные из этих выводов.
1) Уровень самооценки и показатель удовлетворенности жизнью коррелируют с занятостью. Люди с более высокой самооценкой, которых вполне устраивает их текущая жизнь, менее подвержены безработице, а, теряя одно место работы, легче находят новое. Неуверенные в собственных силах респонденты, которым жизнь представляется исключительно в мрачном свете, с большей вероятностью станут безработными и с меньшей вероятностью вообще вернутся на рынок труда.