Эджайл на службе осмысленности | Большие Идеи
Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эджайл на службе осмысленности

Даррелл Ригби , Сара Элк , Стив Берез
Эджайл на службе осмысленности
Фото: Rodney Smith

Людям свойственно сремиться к высокому. Древние философы верили, а современные ученые доказали на цифрах, что люди, наполняющие свою жизнь смыслом, более мотивированы и отличаются психологическим здоровьем и стойкостью. Они физически сильнее и живут дольше, внося больший вклад в жизнь семьи, друзей и общества в целом.

Бизнес способен как помочь, так и помешать человеческим устремлениям к осмысленности. На протяжении десятилетий руководители верили заявлениям авторитетных экономистов о том, что главное для компании — приносить максимально возможную прибыль: тогда невидимая рука рынка обеспечит благами и общество. Однако этого не происходит. Чрезмерная увлеченность созданием стоимости для акционеров приводит к тому, что остальные стейкхолдеры оказываются обделенными. Поэтому в последнее время рекордное количество людей увольняются с работы или выходят на пикеты, демонстрируя растущее нежелание тратить жизнь на деморализующую работу. Усиливается недовольство социальным неравенством и ущербом, наносимым окружающей среде. Система вышла из равновесия, и ситуация продолжает ухудшаться.

Руководители компаний видят эти проблемы. По результатам исследования, проведенного в 2019 году журналом Fortune, лишь 7% генеральных директоров компаний из списка Fortune 500 считают, что их компании должны сосредоточиться на получении прибыли и не отвлекаться на социальные задачи. Проблема в том, что лишь немногие руководители знают, как переориентировать систему с максимизации прибыли на достижение высокой цели и при этом не поставить под удар будущее фирмы и собственную карьеру.

Превратить извечные дискуссии о целях корпорации в реальные дела и результаты помогут гибкие методы работы. Вот что мы рекомендуем сделать.

1. СОЗДАЙТЕ МИКРОКОСМ ТОГО МИРА, КОТОРЫЙ ВАМ НУЖЕН 

Не надейтесь, что ваша компания станет более целеустремленной сама по себе. Используйте эджайл с его принципом активных действий каждого, чтобы превратить свою рабочую группу в сообщество, которое вы хотите видеть. Просто примените тот же подход, который выбрали бы для создания любой другой инновации.

• Соберите мультидисциплинарную команду, включив в нее экспертов из других отделов.

• Постарайтесь глубоко понять потребителей: к чему они стремятся и что этому препятствует.

• Изучите существующую систему и найдите, чем вызваны эти помехи.

• Определите, какая система более эффективно служила бы людям.

• Опишите улучшения, которые сдвинули бы имеющуюся систему в нужном направлении.

• Выстройте их по срокам и приоритетам.

• Протестируйте работу улучшенной версии.

• Изменяйте ее, если обнаружите неожиданные следствия и побочные эффекты.

• Масштабируйте приемлемые по стоимости изменения, которые точно улучшат жизнь стейкхолдеров.

Мы проанализировали десятки организаций. Какой бы проблемной ни была корпоративная культура, мы всегда находим в компании группы, которые активно вовлечены в работу, высокопродуктивны и действительно получают удовлетворение от труда. Зачастую в группе применяют гибкие методы, стремятся учиться и расти и ориентируются на высокие цели, не забывая о взаимном уважении, эмпатии и автономности.

2.   ПОСТОЯННО ВСЕ ТЕСТИРУЙТЕ 

Целеустремленная бизнес-система не похожа на механические часы. В противном случае руководители могли бы изучить каждую деталь, выяснить, как она влияет на остальные, найти плохо работающие элементы, заменить их на лучшие методы успешных компаний и — вуаля! — получить новую осмысленную компанию.

советуем прочитать

Об авторах

Даррелл Ригби (Darrell K. Rigby) — партнер в бостонском офисе Bain & Company, возглавляет направление глобальных инноваций. Автор книги «Winning in Turbulence» (Harvard Business Review Press, 2009).

Сара Элк (Sarah Elk) — партнер в чикагском офисе Bain & Company, возглавляет направление глобальных организаций.

Стив Берез (Steve Berez) — партнер в бостонском офисе Bain & Company, основатель направления технологий.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Семь футбольных уроков
Андрей Шапенко