Вы, правда, в это верите? | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Вы, правда, в
это верите?

Компания приглашает на работу молодого директора по персоналу с прекрасным образованием, но его подходы к повышению эффективности труда никто из сотрудников не разделяет.

Автор: Владимир Рувинский

Вы, правда, в это верите?

читайте также

4 вредоносных мифа, в которые все еще верят многие компании

Тони Шварц

Ваш неожиданный прогноз сбылся? Вам просто повезло!

Денрел Джеркер

Что делать, когда клиент нервничает

Джоди Уилмет,  Леонард Берри,  Скотт Дейвис

Чьи мы?

Мария Божович

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Сногсшибательно выглядите!» — улыбнулся секретарше Михаил Федоров, директор по персоналу небольшого молочного комбината «РусМил». Он только что вышел из кабинета гендиректора: разговор с начальником его обрадовал. Михаил хотел провести оценку персонала центрального офиса, и ему дали на это добро. Теперь он наконец-то возьмется за дело.

В общем, приступайте, будем следовать лучшим западным практикам, подбодрил его напоследок гендиректор Евгений Палех, восемь лет, с момента основания, возглавлявший компанию.

«Чем я рискую?»

В «РусМил» 28-летний Михаил перешел всего пару месяцев назад. До этого он два года работал в международной консалтинговой фирме, специализирующейся на стратегическом менеджменте. Физик по первому образованию, Михаил занимался в основном аналитикой для финансовых и торговых компаний. И хотя он был «отличником по жизни», ему было скучно. «Пора уже идти в эйчары, подумал он как-то, в очередной раз рассматривая на рабочем мониторе таблицы и графики. В конце концов, этому я обучался в бизнес-школе. Не зря же я получил MBA!» Случай представился, когда в его фирму обратился «РусМил», выпускавший молоко, сыры, йогурты и прохладительные напитки. Комбинат попросил проанализировать возможности для наращивания производства и сбыта. В «РусМиле» работало 700 человек, при этом должность директора по персоналу была вакантна: предыдущий HR-директор ушел в крупную госкомпанию, а замену ему так и не подобрали. Готовя отчет, Михаил пообщался с сотрудниками центрального офиса и молокозавода, хотя начальство от него этого и не требовало. «Надо самому понять, как организовано производство, что из него можно еще выжать, где сократить издержки», — объяснял он старшему менеджеру. Как-то после одной из встреч Михаил и Евгений Палех разговорились в кафе о современной пищевой промышленности и сошлись на том, что скоро бутерброды можно будет синтезировать искусственно. «Знаете что, — неожиданно предложил Евгений, — переходите-ка к нам работать! Здесь у вас будет чем заняться. Да и компенсация у нас хорошая».

Михаил от неожиданности едва не пролил кофе, но пообещал подумать. Предложение было заманчивым, ведь работа в «РусМиле» сулила широкий круг полномочий и большую зону ответственности. «Вам нужно будет заниматься обучением перспективных сотрудников, улучшением их профессиональных навыков», — пояснил Евгений, расплачиваясь за обед. 49-летний экономист, он подкупал Михаила искренней, как казалось, заинтересованностью в повышении эффективности труда. «Я просто хочу сократить издержки и меньше тратить», — отшутился он. Кроме того, Евгений был неплохо осведомлен о методиках и подходах к управлению персоналом, и Михаил был уверен, что найдет с ним общий язык.

Как-то, сходив на футбол, Михаил позвонил Палеху и поинтересовался, почему кресло HR-директора на комбинате оказалось пустым:

— Ваш, скажем так, коллега отработал у нас семь лет, достиг потолка и решил уйти в госкомпанию на повышение, раздался в телефоне голос гендиректора.

— Хм, а вас не смущает, что у меня небольшой практический опыт? — Нам нужен человек, разбирающийся в современных методиках оценок, мотивации работников, ответил Евгений, а опыт — дело наживное!

Еще готовя отчет, Михаил выяснил, что дела у комбината идут неплохо — ежегодно прибыль и объемы производства растут вместе с рынком, кадровых проблем нет. Сотрудники центрального офиса и молокозавода, правда, работают не очень согласованно. Поэтому, прикинул он, стоит улучшить взаимодействие между подразделениями, возможно, даже скорректировать систему вознаграждений и стимулирования в целом. Особенно для людей из центрального офиса.

На третьей встрече с Палехом Михаил принял решение переходить, хотя ему все еще было неясно, зачем «РусМилу» эйчар, работавший главным образом с западными непроизводственными компаниями. «Владелец хотел бы сделать компанию более привлекательной для иностранных инвестиций», — объяснил Евгений. «Что ж, — подумал, соглашаясь, Михаил, — чем я рискую?»

Теория и практика

К заданию Федоров подошел ответственно. За те два месяца, что он присматривался к сотрудникам, Михаил выделил недостатки в организации труда. Отдел сбыта, например, настаивал на создании запасов молочных продуктов, чтобы обеспечить ритмичность поставок. Отдел логистики, напротив, старался не допустить затоваривания складов. Продвижение по работе и премии получали те, кто был в хороших отношениях с руководителями отделов.

Как-то, пытаясь прояснить этот вопрос, он зашел к начальнику отдела сбыта Сергею Ильину, известному своими саркастическими шуточками и прямолинейностью. В неоновом свете кабинета сбытчик выглядел недружелюбно.

— Сергей, — посмотрел на него Михаил, — скажи по-честному: у тебя есть любимчики? По какому принципу ты поощряешь людей?

— По принципу могу я положиться на этого человека или нет. А ты как предлагаешь?

— Опираться на объективные показатели, — пожал плечами HR-директор. — Насколько эффективно человек работает, какие у него навыки, способности.

— Для твоих показателей у меня есть компьютер, — философски заметил Сергей. — Производительный, послушный и не жужжит. А мне надо, чтобы человек быстро реагировал в непредвиденных обстоятельствах и умел договариваться с клиентами.

— Так в чем проблема?! Кто больше денег принес, контрактов заключил, звонков сделал, того и премировать.

— По твоей логике я не должен отмечать тех, кто у меня с трудными клиентами работает. Но это я поручаю самым опытным. Твой подход мне всю систему поломает. А ты говоришь показатели… Пообщавшись с начальниками отделов, HR-директор понял, что многое в компании держится на личном общении руководителей с людьми. «Но ведь это все вилами на воде — не надежно и субъективно», — подумал он. Чтобы исправить ситуацию, Михаил решил выработать стратегию нововведений. Свои соображения он изложил гендиректору.

— Во-первых, — начал Михаил, —следует внедрить систему целевых показателей: KPI прекрасно мотивирует персонал.

— Дальше?

— Во-вторых, нужно проводить ежегодные аттестации с выставлением рейтингов. А еще командообразующие тренинги, лидерские программы… — Зачем?

— Как зачем? Чтобы повысить эффективность работы сотрудников. Кроме того, нужно повсеместно ввести оплату по результатам: опять же это мотивирует людей и объединяет их вокруг целей компании.

— А какие у компании цели?

— Насколько я понимаю, расширение и привлечение иностранных инвесторов.

Директор в задумчивости посмотрел на Михаила. «Хватка у него есть, но увлечение формальными показателями на пользу нам может не пойти», — подумал Евгений, а вслух сказал: — Хорошо, но торопиться не надо. Изменения стоит вводить постепенно, оценивая результаты. Иначе можно поломать то, что работает. И не увлекайтесь: опросы и тренинги не должны превращаться в самоцель.

Сотрудников «РусМила» HR-директор решил протестировать по методу «360 градусов» — в бизнес-школе ему объясняли, что он довольно точно показывает, что из себя представляет каждый работник. Суть метода Михаил объяснил всем в почтовой рассылке: «Вас оценивают те, кто вас окружает на работе: подчиненные, коллеги, клиенты. Опрос анонимный, на его основе составляется рейтинг сотрудника, по которому мы смот­рим соответствие должности списку компетенций. Опрос поможет вам лучше понять свои сильные и слабые стороны, увидеть потенциал для дальнейшего роста и развития. Никакие меры поощрения или наказания по результатам исследования приниматься не будут».

Список компетенций Михаил составлял вместе с начальниками отделов. На это ушел еще месяц. Руководитель отдела сбыта скептически отзывался о методике, упирая на то, что ею можно воспользоваться в корыстных целях. Например выставлять всем низкие оценки.

Миша, приговаривал Сергей Ильин, когда они разрабатывали опросник, хорошее управление людьми требует хороших навыков работы с людьми. Вот и вся музыка.

Михаил соглашался, воздавая должное его опыту, но в управление персоналом без параметров не верил.

— Практика показывает, что аттестация подстегивает сотрудников и они начинают работать лучше, а цифры не лгут!

Вот смотри, — завелся Ильин. — Все считают себя выше среднего. И когда ты получаешь низкие баллы, это деморализует. По своему опыту скажу: хочешь повысить качество работы сотрудника, ежедневно общайся с ним, обучай его! Цифры — это подмена личных отношений подсчетом очков и заполнением бланков…

— Может, ты и прав, — вздохнул Федоров. — Но это происходит только оттого, что методики неверно применяются.

— А ты, значит, будешь правильно их использовать?

— Спрашиваешь! Я в бизнес-школе был одним из лучших!

Результат

Михаил обедал один в немноголюдном кафе по соседству с офисом, он любил это место: там всегда было тихо и спокойно. Накануне помощники свели воедино результаты опросов, и эти результаты показались ему настораживающими. «Как все ровно, словно под копирку... — размышлял он. — И конфликтов почти никаких нет: не коллектив, а загляденье...»

В дверях появилась директор по маркетингу «РусМила» Татьяна Логунова: в одной руке, как всегда, телефон, другая темпераментно жестикулирует. Михаил помахал ей, предлагая сесть за его столик.

— Привет, ты что такой «радостный» сегодня? — запыхавшись, выпалила Татьяна. — Случилось что? — Случилось. — Михаил взял интригующую паузу. — Закончили мы с тестированием, вот разберемся с результатами и проверим всех на профнавыки.

— Поздравляю! — Спасибо. Только результаты странные...

— А ничего странного. — Татьяна испытующе посмотрела на Михаила. — Просто они никогда реальную картину не отражают.

— Поясни! — Михаил придвинулся чуть поближе.

— Понимаешь, сами сотрудники не очень верят в эти методики. Считают их, так, сродни непогоде, которой не избежать. У нас были случаи, когда при опросах люди ставили более высокие оценки тем, кто им нравится, и наоборот. Но к работе это не имело никакого отношения! А однажды просочились слухи, что начальника отдела плохо оценили. И начались разборки. В конце концов все пришли к тому, что на тестах стоит выставлять друг другу средние оценки: чтобы никому обидно не было и чтобы вписаться в заданные параметры.

Михаил не верил своим ушам. «Зачем тогда всю эту показуху устраивать?» — нахмурился он, замерев с поднесенным ко рту суфле. Словно отвечая на его вопрос, Татьяна продолжила: — Ты думаешь, почему предшественник ушел в госкомпанию? На повышение? Да просто там откаты за тренинги для персонала больше да и бюджет на это дело несравненно выше! Михаил слышал, что HR-директора, случается, берут деньги с тренинговых компаний за то, что заказывают у них обучение персонала. Но сам в этом не участвовал и считал для себя категорически неприемлемым. Иногда откаты, рассказывали ему еще коллеги по консалтинговому агентству, достигают 50%. А что: проверить эффективность таких двух- или трехдневных тренингов невозможно, как и отдачу от аудита персонала. Поэтому выбирать можно почти любую компанию, лишь бы она была «сговорчивой».

— А как же руководство, гендиректор, владелец, наконец? — спросил Михаил.

— Ну, Палех относится к этому философски: надо значит надо. Я сама слышала, как он говорил кому-то из приятелей, что владелец просто увлекся оценочными HR-методиками. Мол, поувлекается и пройдет, все придет к каким-то более адекватным, по его мнению, формам. Тем более что твой предшественник тоже во все это не верил. Он считал, например, оценку персонала не более чем бессмысленной модой и слепым копированием западных штучек и говорил, что такая аттестация дает, максимум, информацию к размышлению.

— Но как же так? Ведь это фарс! Меня-то зачем пригласили в этом участвовать? — Михаил был расстроен.

— Скажи, — Татьяна наклонилась к нему, — а ты действительно во все эти оценочные методики безоговорочно веришь?

— Конечно! И я знаю компании, которые только выиграли. А ты нет?

— С большими оговорками. И я знаю компании, которые проиграли от кад­рового консалтинга. Ведь сотрудник неординарный, как правило, тесты не проходит — они заточены на среднестатистического человека. Кроме того, оценка навыков не дает увидеть реальные плюсы и минусы людей, мешает менеджерам и сотрудникам обмениваться мнениями и опытом. Мы же, ты видел, свободно и открыто общаемся, а представь, если бы все держали в уме, что нас будут оценивать? Началась бы игра в притворство и обман… — А так, выходит, не обман?! — в сердцах воскликнул HR-директор и откинулся на спинку стула.

Татьяна сочувственно кивнула и посоветовала поговорить об этом с гендиректором. Возможно, он ориентируется на другие подходы в управлении персоналом.

«Интересная петрушка, — думал Михаил. — Меня позвали ради этих самых методик, внедрять их, а по факту они здесь никому не нужны. Или нужны, но какие-то другие? Не понимаю... А главное, идти мне к гендиректору переубеждать его или сразу готовиться к уходу? А может, Татьяна права и нужно самому пересмотреть управленческие подходы? Коллектив-то не переделаешь».

Как поступить HR-директору?

Ситуацию комментируют эксперты.

Игорь Салита, исполнительный директор компании «Рольф»

ЗАБАВНО, ЧТО и в реальной ­жизни многие молодые консультанты по «стратегическому менеджменту» считают, что могут сразу возглавить функциональные подразделения в сильных компаниях. «Надоело мне консультировать, — думают они. — Пойду сам чего-нибудь поделаю». Они с первого дня готовы быть гендиректорами, но обычно им доверяют области с «минимальным возможным ущербом». Например, маркетинг или HR.

Главный герой кейса Михаил Федоров искренне верил, что станет передовым HR-директором в «РусМиле».

Из недолгих и поверхностных бесед с гендиректором он сделал вывод, что компании нужны современные западные методики оценки и стимулирования персонала. Что их внедрение и умелое применение позволит снизить издержки и увеличить привлекательность бизнеса для иностранных инвесторов.

Начав работать в новой для себя должности, Михаил делал все «как учили». Но результат первого же проекта оказался плачевным. Почему? И что делать дальше?

Ответ на первый вопрос — в словах гендиректора Евгения: он просит Михаила не торопиться и не увлекаться процессом, чтобы опросы и тренинги не превратились в самоцель. К сожалению, Михаил не услышал этого совета. Он поставил во главу угла саму методику, а не интересы бизнеса. Результат не заставил себя долго ждать: коллектив дружно прокатил нового эйчара.

Теперь Михаилу нужно как можно глубже вникать в культуру компании, ее людей, в механизмы их взаимодействий. Необходимо много и тесно общаться с гениректором, руководителями структурных подразделений, сотрудниками всех уровней, с формальными и неформальными лидерами отдельных групп. Нужно обязательно пообщаться и с акционером. Иначе не выявить реальных потребностей всех заинтересованных сторон.

После этого умный и опытный специалист обычно способен сформулировать основные проблемы, наметить пути и способы их решения, подобрать инструменты, наиболее приемлемые для коллег и коллектива.

И Михаил мог бы понять, что компания, судя по представленным фактам, страдает очень распространенной и опасной болезнью — дефицитом амбиций. Растет вместе с рынком, все всем довольны; мечта директора — тратить поменьше; мечта акционера — продать бизнес частично или целиком иностранному инвестору. Тишь да гладь, божья благодать.

Быть HR-директором такой компании — работа для «пенсионеров». Она не требует много знаний, но предъявляет очень высокие требования к житейской мудрости, гибкости и умению играть в политику. Михаилу до этого очень далеко. Но... Если уж ты попал в управленческую команду, почему хотя бы не попытаться изменить компанию к лучшему?

На месте Михаила я бы постарался использовать свои сильные стороны и опыт в стратегическом консалтинге и помочь управленческой команде совместно с акционером сформулировать новые амбициозные цели, например расти быстрее рынка. Это позволило бы не только коренным образом изменить капитализацию компании, но и создать в ней атмосферу поощрения развития и успеха, где серость и усредненность неприемлемы по определению.

Ну а уж если у Михаила не получится привить «РусМилу» амбиции, то нужно поискать место, где он сможет не только применить уже ­имеющиеся знания и личные качества, но и продолжить развиваться.

Руслан Вестеровский, HR-директор Московской биржи

ОЧЕНЬ СТРАННО, ЧТО гендиректор пригласил на ключевую позицию в организации менеджера без практического опыта. Да, в рамках МВА есть модуль HR, но он один из многих, и чаще всего обучение проходит на кейсах компаний, а не на практике. Поэтому считать, что Михаил владеет методиками, — скорее всего, заблуждение. Сейчас стараются нанимать на должность HR-директора людей из бизнеса, имеющих отличные менеджерские навыки. О нашем же герое не скажешь, что он хорошо знает дела компании и понимает, что такое бизнес в целом.

В кейсе практически ничего не говорится о стратегии «Рус­Мила», и это, скорее всего, ключевая проблема. Направление развития комбината непонятно, и руко­водителю стоит этим озаботиться, так как HR-директор, получается, существует сам по себе.

Что касается рекомендаций ­Михаилу, то следует учесть, что у него есть консалтинговый опыт. Я бы посоветовал ему инициировать дискуссию в компании — обсудить вопросы о ее миссии, культуре, стиле, клиентах, сегментах рынка.

В обсуждение нужно вовлечь ключевых менеджеров, определяющих стратегию развития «РусМила». Это могло бы послужить фун­даментом для развития компании и существенно бы помогло гендиректору правильно распределить ресурсы, в том числе на HR. Тогда внедрение всех кадровых политик и стандартов было бы направлено на реализацию разработанной ­стратегии.

Кроме того, для успешного создания и внедрения HR-инструментария целесообразно организовать специальный комитет под управлением гендиректора, в который вошли бы четыре-пять ключевых функциональных руководителей и HR-директор. Этот комитет сможет обсудить основные приоритеты в области управления персоналом и договориться в дальнейшем согласовывать все практики и процедуры в этой области. Хорошо, что Михаил сделал это при разработке теста на проверку компетенций. Но желаемого результата он не получил, так как поддержки среди менеджеров у него не было. Только если мы вовлекаем менеджеров, вместе с ними разрабатываем продукты и договариваемся об их использовании (и только после этого двигаемся вперед), мы получаем спонсоров и проводников наших изменений.

Другую ошибку HR-директор допустил при запуске методики «360 градусов»: он оповестил сотрудников через электронную ­рассылку. Внедрение таких инструментов обычно должно сопровождаться как минимум коммуникационными сессиями и обучением персонала. Идею нужно было «продать», а коллектив — успокоить. Если оказывается, что компания не готова к изменениям, лучше их отложить.

В данной ситуации я бы посоветовал Михаилу пойти к гендиректору, обсудить с ним все вышепере­численные вопросы и договориться о дальнейших шагах. Если руководитель хочет и может провести необходимые преобразования в компании, нужно действовать. Но при отсутствии поддержки с его стороны сделать это будет практически невозможно, а при отсутствии поддержки со стороны коллег — очень трудно. Описанный случай — не самый трудный, у Михаила есть все шансы на успех. А уходить из компании, даже не попытавшись переломить ситуацию, — участь неудачников.