Новости сна | Большие Идеи
Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новости сна

Новости сна
SODAVEKT

Исследование: Ребекка Спенсер из Массачусетского университета в Амхерсте и ее коллеги Ума Кармаркар из Гарвардской бизнес-школы и Баба Шив из Стэнфордской бизнес-школы провели исследование, участникам которого предложили выбрать себе сумку для ноутбука. Прежде всего испытуемым ­рассказали о плюсах и минусах сумок. Одним передали эти сведения поздно вечером (перед сном), а другим — утром, когда они едва проснулись. Спустя 12 часов участникам показали сами сумки и попросили сделать выбор — а позже собрали сведения о том, насколько удачным он оказался. Тем, кто получил ­информацию вечером, их сумки понравились меньше.

Вопрос: То есть пословица «утро вечера мудренее» — не самая мудрая? Возможно, этот принцип работает с точностью до наоборот?

Профессор Спенсер, защищайте свою идею!

Спенсер: Совершенно очевидно, что участники эксперимента, сделавшие выбор в тот же день, в большей степени были довольны им. Зато те, кто перед принятием решения спал, лучше запомнили информацию, которую мы им сообщили. Это нас удивило. Казалось бы, чем больше знаешь о продукте, тем лучше выбираешь, однако все оказалось не так.

HBR: Поздравляю! Вам удалось развенчать один из старейших мифов о принятии решений.

Не сказала бы. Нельзя утверждать, что при принятии решений не бывает ситуаций, когда утро вечера действительно мудренее. Известно, что во время сна мозг обрабатывает информацию, чтобы мы проснулись со свежей головой. На неврологическом уровне данные начинают переноситься из краткосрочной памяти в долгосрочную. Поэтому утром мы все обдумываем заново — в этом плане пословица верна. Сон влияет на обработку не только новой, но и, как ни странно, старой информации.

Как именно сон влияет на старую информацию?

Люди, получившие сведения вечером, наутро лучше их помнили. Но не только. Когда мы подсчитали количество плюсов и минусов, упомянутых участниками исследования во время последующего опроса, то увидели, что люди, которым мы рассказали о сумках вечером, лучше запомнили плюсы и хуже — минусы.

То есть после сна настрой становится позитивнее?

Это-то нас и поразило. Многие исследователи утверждают, что сон, напротив, позволяет лучше усваивать негативную информацию. С другой стороны, многие из них сопоставляли негативные данные не с позитивными, а с нейтральными. Так что в контексте принятия решений сон, возможно, помогает сосредоточиться на положительных сторонах.

В таком случае почему те, кто лучше помнил хорошее, были менее довольны своим выбором?

­Между хорошим и хорошим труднее выбрать, чем между хорошим и плохим. Подозреваю, что, предпочтя одну модель, люди жалели об остальных — со всеми их плюсами. Возможно (и это тоже стоит изучить), в момент опроса испытуемым казалось, что их решение далеко не лучшее, — но со временем они придут к выводу, что поступили правильно.

Было бы неплохо использовать ваши аргументы, чтобы компании делали перерыв на дневной сон.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать