Шутки не для женщин? | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шутки не
для женщин?

Почему юмор во время презентаций помогает только мужчинам

Авторы: Джонатан Эванс , Джерел Слотер , Александр Эллис , Джесси Райвин

Шутки не для женщин?
TARA MOORE/GETTY IMAGES

читайте также

Как стать понимающим руководителем

Скотт Бисон

Лучшие идеи 2009

Что делать, если коллегу уволили, а вас нет

Дори Кларк,  Дэвид Лэнсфилд

«Сейчас мы сталкиваемся с огромным потоком интерпретаций от лжеэкспертов»

Кэролайн Баки,  Сатчит Балсари,  Тарун Ханна

Большинство людей стремится понять, как эффективно рассказывать о своих идеях и быть убедительными в профессиональной деятельности. Наиболее распространенный совет по завоеванию аудитории во время презентаций звучит так: «Будьте веселыми». «Юмор разбивает лед, и аудитория начинает слушать вас внимательнее, — объясняет автор бестселлера «Презентации в стиле TED. Девять приемов лучших в мире выступлений» и специалист по развитию коммуникативных навыков Кармин Галло. — А еще юмор повышает вашу привлекательность, и люди охотнее идут на сотрудничество и поддерживают тех, кто им нравится».

На первый взгляд, такой совет кажется логичным. Многочисленные исследования показывают, что с помощью юмора руководители могут повысить производительность и чувство удовлетворенности своих сотрудников от работы. Смешная шутка или забавное замечание снимают стресс, укрепляют социальные связи, создают позитивную атмосферу и повышают мотивацию. Получается, что юмор положительно сказывается как на аудитории, так и на том, кто шутит.

Однако наше исследование говорит о том, что польза юмора распространяется не на всех, а женщинам он может и вовсе навредить. Когда мужчины сдабривают юмором свою презентацию, слушатели воспринимают их как людей более высокого статуса, которые пользуются большим уважением и имеют больший авторитет в организации. Аудитория оценивает работу и лидерские качества таких мужчин выше, чем в случаях, когда они не прибегают к помощи юмора. Однако, когда женщины произносят те же шутки во время тех же презентаций, слушатели присваивают им более низкий статус, хуже оценивают их работу и воспринимают их как менее способных руководителей.

В ходе исследования мы сначала постарались выяснить, как влияют друг на друга гендерные стереотипы и различное восприятие юмора в профессиональной среде. Гендерные стереотипы, то есть устоявшиеся представления о том, как мужчины и женщины должны себя вести, давно используются для оправдания гендерного неравенства на рабочем месте, и мы предположили, что они влияют и на то, как сотрудники воспринимают юмор.

В частности, мы рассмотрели два разных взгляда на использование юмора на работе. С одной стороны, юмор воспринимается как функциональное рабочее поведение, то есть как инструмент, который облегчает рабочий процесс, поднимает настроение, делает сложные проблемы менее пугающими и поощряет позитивное отношение и здоровую коммуникацию. С другой стороны, юмор видится как нечто разрушительное, не соответствующее серьезной рабочей атмосфере и свидетельствующее о меньшей приверженности делу, так как подразумевается, что шутнику интереснее развлекаться самому и развлекать остальных, а не работать.

Наша догадка заключалась в том, что восприятие юмора как инструмента функционального или разрушительного действия зависит от пола человека, который шутит. Почему мы так решили? В отношении мужчин существует стереотип о том, что они сильно ориентированы на результат и выполнение рабочих задач. Эти ожидания тесно связаны с функциональной интерпретацией юмора. Стереотипы о женщинах подразумевают не только меньшие амбиции и не такую сильную фиксацию на результате, но и большую приверженность семейным обязательствам. Поскольку найти баланс между домашними и рабочими обязанностями довольно трудно, существует распространенное мнение о том, что женщины меньше думают о работе. В отличие от стереотипов о мужчинах стереотипы о женщинах более тесно связаны с восприятием юмора как разрушающего элемента. Это важно, так как, согласно исследованиям, люди склонны интерпретировать поведение так, чтобы оно соответствовало их ожиданиям о том, как должны вести себя окружающие. Исходя из этого, мы предположили, что один и тот же юмор со стороны мужчин и со стороны женщин может быть воспринят по-разному.

В нашем исследовании приняли участие более 300 сотрудников компаний США из различных областей. Все они были выбраны нами в интернете. Мы провели два контролируемых эксперимента с целью отделить влияние пола от юмора. Для этого мы наняли двух актеров (мужчину и женщину) и попросили их сыграть роль управляющего розничным магазином. Этот «управляющий» представлял ежеквартальный отчет перед аудиторией, состоящей из еще двух актеров (тоже мужчины и женщины), которые играли роль региональных менеджеров. На видеозаписи презентаций зритель видит переговорную комнату, спикера в полный рост и спины региональных менеджеров.

Каждый актер записал две версии одной и той же презентации. Первая версия включала пять шуток на протяжении всей презентации. Например, управляющий магазином начинал презентацию с небольшой самоуничижительной шутки: «Ну что, вчера вечером мой муж (моя жена) дал(а) мне хороший совет по поводу этой презентации. Он (она) сказал(а): “Только не пытайся быть слишком обаятельной(ым), остроумной(ым) или интеллектуально развитой(ым)… просто будь собой!”». Другая версия презентации была лишена юмора. Мы статистически отследили наличие потенциальных различий в восприятии наблюдателями физической привлекательности актеров в рамках всех экспериментов.

Первый эксперимент проходил следующим образом. После того, как участники оценивали историю работы и резюме управляющего магазином (всегда одни и те же), они смотрели видео одной из двух юмористических презентаций (которые были распределены между участниками исследования случайным образом) и оценивали, какой характер носил юмор выступающего: функциональный или разрушительный. В соответствии с нашими предположениями о влиянии гендерных стереотипов шутки, произносимые женщиной, воспринимались скорее как нечто разрушительное, а не как функциональный инструмент. Результаты были устойчивы вне зависимости от того, кто оценивал юмор — мужчина или женщина. И мужчины, и женщины давали шуткам, произносимым актрисой, более негативную оценку.

Первый эксперимент показал, что мужской и женский юмор воспринимается по-разному. В рамках второго эксперимента мы исследовали, как наличие или отсутствие юмора влияет на восприятие одной и той же презентации на примере всех четырех видео (с мужчиной, женщиной, юмором и без юмора). Участники снова оценивали историю работы и резюме управляющего магазином, смотрели одно из случайно выбранных видео, а затем оценивали самого управляющего. Когда мужчина-управляющий добавил юмора к презентации, его статус, производительность и лидерские качества оценили выше, чем в ситуации, когда он выступал, не используя шутливый тон. Однако для женщины-управляющего все вышло ровно наоборот. Шутки во время выступления привели к снижению воспринимаемого статуса, производительности и лидерских качеств.

Та же разница проявилась и в письменной реакции на выступления. Один из участников исследования отметил, что женщина, использующая в выступлении юмор, продемонстрировала «плохой вкус в шутках». Другая участница отметила, что женщина пыталась «скрыть за шутками нехватку деловых знаний». И наоборот, участники, видевшие шутливую презентацию мужчины, отмечали, что «он остроумен и любит шутить, чтобы не казаться слишком строгим». Один из участников написал, что «мужчина добавляет щепотку юмора, чтобы разбавить монотонность презентации».

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что при прочих равных юмор на работе воспринимается по-разному в зависимости от пола того, кто шутит. Вполне вероятно, что женщины навредят себе, последовав расхожему совету шутить во время презентаций и похожих деловых мероприятий.

Однако важно учитывать специфический контекст наших исследований. Полученные результаты относятся только к первым впечатлениям и изначальным реакциям (как в случае собеседования или при первой встрече с клиентом). Вполне вероятно, что женщины, которые рано приезжают на работу, задерживаются в офисе допоздна или иным образом дают понять, насколько они привержены работе, не получат отрицательной реакции на юмор с их стороны, а при оценке их лидерских качеств во внимание будут приняты другие факторы. К сожалению, это также указывает на то, что даже если женщинам-руководителям удастся устранить негативные последствия за счет других сигналов о приверженности работе, им придется соответствовать более высоким стандартам производительности, прежде чем они смогут использовать юмор себе во благо.

Однако это не значит, что женщины должны воздерживаться от юмора. Вместо этого организации и руководители должны повышать осведомленность об этом предубеждении. Исследования показывают: когда люди, ценящие равенство, узнают о ситуациях, где решение принимается на основе стереотипов, они становятся бдительнее. Проливая свет на то, как в целом позитивные аспекты юмора по-разному воспринимаются в зависимости от пола, мы надеемся, что люди дважды подумают о том, кого и почему они считают смешным. В конечном итоге это может помочь женщинам более свободно использовать юмор, а организации от этого только выиграют.

Об авторах

Джонатан Эванс (Jonathan Evans) — аспирант в Аризонском университете. Получил степень бакалавра в области машиностроения в Университете Бригама Янга в 2002 году и степень магистра делового администрирования в Техасском университете в Остине в 2011 году. Занимается исследованиями в области лидерства и самопрезентации.

Джерел Слотер (Jerel Slaughter) — преподаватель и заведующий кафедрой организационного управления в Колледже менеджмента им. Карла Эллера при Аризонском университете.

Александр Эллис (Aleksander Ellis) — преподаватель Колледжа менеджмента им. Карла Эллера при Аризонском университете.

Джесси Райвин (Jessi Rivin) — аспирант кафедры организационного поведения в школе бизнеса им. Майкла Лидса при Колорадском университете в Боулдере.