Джони Айв и миф о том, что не всем дано заниматься дизайном | Большие Идеи
Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Джони Айв и миф о том, что не всем дано заниматься дизайном

Йон Колко
Джони Айв и миф о том, что не всем дано заниматься дизайном
Фото: PCHYBURRS/GETTY IMAGES

Мир дизайна обсуждает уход Джонатана Айва из Apple. Большинство разговоров связано с его вкладом в дизайн продуктов Apple: он придавал форму тем вещам, которые мы стремимся заполучить и которые мы покупаем. Но в своих размышлениях о последствиях этой новости я пришел к выводу, что меня больше впечатляет не возможное влияние ухода Айва на корпорацию Apple, а то, насколько увеличивается разрыв между потреблением и производством вещей.

В английском языке «дизайн» — это и существительное, и глагол. На протяжении почти столетия мы наслаждаемся культурой потребления, которая привносит предметы дизайна в нашу жизнь. Предметы дизайна — это образцы удобства, функциональности и привлекательности. Это самые разные вещи: стулья, обувь, кухонные плиты, автомобили. Такие китчевые фразы, как «Форму определяет функция» Луи Салливана и «Форма следует за эмоцией» Хартмута Эсслингера, усиливают представление о том, что, хотя форма предмета может быть обусловлена полезностью или ощущениями, в конечном счете наше суждение о нем будет основываться на его внешнем виде. Когда мы что-то покупаем, мы делаем заявление. Мы говорим: «Я успешен, потому что я могу себе это позволить» и «У меня прекрасный вкус, потому что у меня есть эта замечательная вещь». Владение чем-то красивым создает эффект социальной проекции: если у меня есть красивая вещь, то я тоже могу быть красивым.

Дизайн как глагол — это процесс создания вещей. Иногда этот процесс связан с любопытством и исследованием материала, как, например, в работах Рэя и Чарльза Имзов. Иногда цель процесса — решение некой проблемы, о чем свидетельствует популярность дизайн-мышления. А в каких-то случаях этот процесс касается всеобъемлющей демократизации, как, например, в концепции совместного дизайна. Этот подход зародился у скандинавов: в нем полномочия по генерированию творческих идей передаются от внешнего источника замысла непосредственно людям, использующим затем конечный продукт.

Когда ты сам принимал непосредственное участие в дизайне, это воодушевляет. В разгаре творческого процесса мы отключаемся от реальности, забываем о своих проблемах, заботах и даже о своих целях. Мы оказываемся в потоке, и в этом потоке мы растем. «Создавать вещи» — это то, чем может заниматься каждый. Люди, которые обучены такому процессу, как Айв, делают это намного лучше остальных. Но даже не самым талантливым и опытным из нас творческий процесс (именно процесс, а не результат) приносит пользу. Когда мы творим, мы осознаем свою независимость и власть. Там, где не было ничего, теперь что-то появилось.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать