Роботы vs. работы: что делать с людьми, которых заменят алгоритмы и механизмы | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Роботы vs. работы: что делать с людьми, которых заменят алгоритмы
и механизмы

Четыре совета руководителю, который планирует внедрять в компании новые технологии

Автор: Джозеф Пиструи

Роботы vs. работы: что делать с людьми, которых заменят алгоритмы и механизмы
BERNARD VAN BERG/EYEEM/GETTY IMAGES

читайте также

Тонкие намеки

Станислав Мартынов

Форма и содержание бизнеса

Борис Щербаков

Почему неопытные гендиректора так успешны

Притча о бабочке

Утверждение, что технологии скоро заменят людей на рабочих местах, кажется бесспорным. Это коснется практически всех сфер деятельности, в том числе умственного труда. По прогнозам гендиректора Deutsche Bank, половину его сотрудников (всего их 97 тысяч) могут заменить роботы. Как показывает одно из исследований, 39% рабочих мест в юридической сфере могут быть автоматизированы в ближайшие 10 лет. Другое исследование позволило сделать выводы, что шанс бухгалтеров потерять работу в будущем составляет 95%.

Для производственных компаний будущее может наступить еще быстрее. В том же исследовании упоминалось скорое появление роботов-каменщиков. По прогнозам, алгоритмы машинного обучения заменят людей, отвечающих за «визуальную сортировку деталей, автоматизированный контроль качества, обнаружение неисправностей, а также повышение производительности и эффективности». Все очень просто, машины лучше справляются с этой работой: по прогнозам Национального института стандартов, обучение машин может повысить производительность на 20% и сократить отходы сырья на 4%.

Нетрудно найти исследования, в которых говорится, что к 2020 году работу потеряют от 5 до 10 млн человек. Недавно титан космической и автомобильной отрасли Илон Маск назвал угрозу со стороны машин «самой большой существующей угрозой» для человечества. Пожалуй, это еще довольно отдаленная угроза, но в данный момент корпоративным лидерам важно избежать катастрофической ошибки и оставить ее без внимания. Ниже четыре тезиса о том, как технологии могут потеснить людей.

Волшебник Изумрудного города — неподходящая модель

Волшебник Изумрудного города управляет королевством с помощью сложной машины, спрятанной за шторой. Многие руководители считают себя такими волшебниками. Они увлечены идеей, что технология искусственного интеллекта позволит им сэкономить миллионы долларов на трудозатратах, и могут решить, что чем меньше в компании людей, тем лучше.

Но гендиректор и основатель компании Fetch Robotics Мелони Уайз предостерегает от подобных мыслей: «Для каждого робота нужен человек, который будет следить за его работой, обслуживать его и заботиться о нем». Смысл технологий, по ее словам, заключается в повышении производительности, а не сокращении рабочей силы.

Люди сильны в стратегии, машины — в тактике

Компания McKinsey изучает, какие виды работ больше всего подходят для автоматизации. На данный момент результаты этого исследования показывают, что чем более технична работа, тем лучше справляются с ней технологии. Иначе говоря, машины больше подходят для тактического применения.

С другой стороны работу, требующую высокой степени воображения, творческого анализа и стратегического мышления, сложнее автоматизировать. Как указывает McKinsey в недавнем отчете, сложнее всего автоматизировать с помощью имеющихся на сегодня технологий те виды деятельности, которые включают управление людьми и их развитие (потенциал автоматизации составляет 9%) или требуют опыта при принятии решений, планирования или творческого подхода (18%). Компьютеры хороши для оптимизации, но не для постановки целей, и со здравым смыслом у них не очень.

Интеграция новых технологий связана с эмоциями

Когда на смену людям приходят технологии, среди работников, пока сохранивших свои места, поселяется страх. Вполне естественно, что они задаются вопросом: «Следующим буду я? Сколько дней мне осталось здесь работать?» Венчурный инвестор Брюс Гибни объясняет это так: «Нехватка рабочих мест не кажется реальной проблемой. Но такая проблема возникнет, если люди не смогут обеспечить себя и не смогут заниматься тем, что они считают важным. В таком случае они потребуют перемен. Как несколько раз убеждались в Европе, не любая революция хороша. Работа обеспечивает и материальное, и психологическое удовлетворение, и когда исчезает и то, и другое, люди испытывают сильное потрясение».

Мудрый корпоративный лидер понимает, что посттехнологическая травма ставит перед нами два вопроса: (1) как интегрировать новую технологию в рабочий процесс и (2) как справиться с чувствами людей, считающих, что новая технология «враждебна». Если не решить обе проблемы, даже самое автоматизированное рабочее место может стать причиной возникновения тревог и даже гнева внутри компании.

Еще раз подумайте, на что способны ваши работники

Технологии возьмут на себя часть работы, но им не нужно заменять людей, выполняющих эту работу. Как отмечает экономист Джеймс Бессен, «проблема состоит в том, что люди теряют работу, а мы ничего не делаем для того, чтобы они получили навыки и знания, необходимые для новой работы».

Например, исследование, проводившееся в Австралии, показывает, что результаты автоматизации работы банковских служащих нельзя считать тревожными для них. «Банкоматы взяли на себя многие из задач, которые раньше решали операционисты, но это позволило работникам повысить свои навыки и продавать более разнообразные финансовые услуги», — говорится в исследовании.

Кроме того, исследователи обнаружили рост новых рабочих мест в области анализа массивов данных, анализа данных для принятия решений, среди операторов удаленного управления машинами, экспертов по работе с клиентами, личных специалистов по профилактике заболеваний, онлайн-консультантов (в области управления онлайн-рисками, такими как кража персональных данных, ущерб репутации, травля и преследования в социальных сетях и интернет-мошенничество). Возможно, эти виды работ не связаны с вашей отраслью. Но не исключено, что сейчас подходящий момент по-новому взглянуть на своих работников. Новый взгляд поможет создать новый план развития персонала, в котором будет сделан акцент на свойственные человеку способности, что обеспечит стратегию успеха, сочетающую как технологии, так и человеческий труд.

Как подчеркивает Уайз из Fetch Robotics, технологии — лишь инструмент, которым лидеры могут пользоваться на собственное усмотрение. Мы можем использовать искусственный интеллект и другие развивающиеся технологии, чтобы заменить человеческий труд или чтобы приумножить его. «Ни компьютер, ни робот не лишат вас работы, — говорит она. — Компании, использующие эти технологии, создают социальную политику, меняющую их персонал».

Об авторе. Джозеф Пиструи — профессор предпринимательства бизнес-школы IE в Мадриде, возглавляет международный проект Nextsensing Project.