Ноев ковчег для избранных | Большие Идеи

・ Феномены

Ноев ковчег
для избранных

Рецензия на книгу Юрия Слезкина «Дом правительства»

Автор: Мария Божович

Ноев ковчег для избранных
corpus.ru

читайте также

Как пользовательский дизайн способствует клиентскому опыту

Адам Ричардсон

Как сохранить голову ясной, когда нам промывают мозги

Мелия Марина

Леонид Мацих. Масоны как двигатель общественных перемен

Анна Натитник

Девять тактик для эффективных переговоров на расстоянии

Милан Прилепок

«Дом на набережной» был задуман как комфортабельная крепость, в которой высокопоставленные жители ждали апокалипсиса. и для них он наступил.

В последний раз мы ждали конца света в 2012 году. По календарю майя он должен был прийтись на 21 декабря. В этот день шли ежечасные обновления на лентах информагентств, по телевизору крутили фильмы и репортажи, посвященные будущему знаменательному событию. Медийный шум проник во все уголки земли, а турпоток в Мексику увеличился чуть ли не втрое.

Обычно конец времен люди встречают не так шумно и в более тесной компании, которую в таких случаях принято называть религиозной сектой. У всякой религии есть пророк, у каждого пророка — учение о грядущей гибели мира, а во всяком гибнущем мире есть запасной выход для праведных. Сектант ждет тысячелетнего рая на земле, который вот-вот наступит, если не поскупиться на жертву. Фанатики Аум Синрикё совершают массовые убийства, обитатели Джонстауна — массовые самоубийства, а затворники из Пензы в ожидании второго пришествия погребают себя заживо.

Труд историка, профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слезкина «Дом правительства. Сага о русской революции» показывает, что большевизм, основанный на эсхатологическом пророчестве о крушении старого мира (мировая революция) и грядущем счастье человечества (коммунизм), является не чем иным, как милленаристским сектантским учением, обещающим гибель прогнившего мира, после которой наступит тысячелетнее царство света и правды. Само слово секта в социологии обозначает группу единоверцев, прошедших индивидуальную конверсию и объединенных чувством избранности и радикального отрицания окружающего мира.

Мысль о том, что большевизм — это религия, не нова. Еще Николай Бердяев писал про марксизм, что это «секуляризованная форма религиозной идеи предопределения» и что вне этого пафоса он «лишен всякого смысла». Куда более оригинальной является та настойчивость, с которой Слезкин прослеживает религиозную символику на всех уровнях советской жизни: от мемуаров, стенограмм, публичных речей, частных писем до канонических художественных текстов, биографий революционных подвижников и провозглашенного ими нового мироустройства. В этом мире Ленин — мессия, его смерть — искупление, его соратники — апостолы, его теория — откровение. Риторика у революционеров соответствующая. «Каины должны быть истреблены», — говорит Троцкий, отдавая приказ о контрнаступлении на Южном фронте. Сам уклад советской жизни воспроизводит религиозный календарь: 7 ноября и 1 мая — это традиционные осенний праздник урожая (как Покров, Суккот, День благодарения) и праздник весеннего возрождения (Пасха, Новруз, Чуньцзе). Большевистский миф о наступлении тысячелетнего царства мало чем отличается от иуда­из­ма, христианства, ислама, растафарианства, мормонства, культа Джима Джонса или бога Кузи. Да и сами эти верования с функциональной точки зрения весьма сходны между собой.

Французский социолог и позитивист Эмиль Дюркгейм считал, что главная функция религии — сплачивать общество в единое целое и формулировать нравственные идеалы, которые стимулируют общественное развитие. «Всякое общество по определению религиозно, — продолжает Слезкин мысль Дюркгейма, — любая всеобъемлющая идеология (в том числе секуляризм) формирует и отражает нравственное сообщество, а светлая вера Свердлова служит неподвижным центром в болоте субъективного опыта». Вера позволяет человеку стремиться за пределы повседневности, которую большинство пророков, начиная с Заратустры, рассматривают как временное и упадочное состояние, на смену которому в результате финальной битвы света и тьмы придет тысячелетняя эпоха земного блаженства. Но в будущее возьмут не всех, а только тех, кто уже сейчас отрекся от старого мира. Отречься же легче, если нечего терять. «Маркс, как и Иисус, умер непризнанным пророком с горсткой учеников и без видимых признаков исполнения предсказаний. Как и Иисус, он был посмертно воскрешен варварами, присвоившими его пророчество».

Перед нами не столько научный, сколько литературный труд, основанный на грандиозном и досконально проработанном архивном материале. В центре эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына находится лагерь, в центре саги Слезкина — известный адрес в Москве. Именно здесь сплетаются основные мотивы книги: религиозная вера большевиков в светлое будущее страны, ее все более страшное настоящее (голод, коллективизация, Большой террор, война) и личные трагические истории большевиков: Аросева, Адоратского, Бухарина, Зиновьева, Каменева, Воронского, Сольца, Федотова, Серафимовича, Трифонова и многих других обитателей Дома правительства, за которыми Слезкин пристально следит с первых страниц своего повествования.

Так почему же Дом? «Все милленаристские секты похожи между собой: неизбежное не сбывается», — пишет Слезкин. Кто-то покидал Дом и возвращался, кто-то получал 10 лет без права переписки

и исчезал навсегда; жители дома покорялись участи, отправлялись в ссылку, эвакуацию, детский дом, на войну; слонялись по опустевшим квартирам, сходили с ума, выписывали на мебельной пыли имена потерянных близких, получали похоронки, мечтали о самоубийстве — как Роза Лазаревна Маркус-Федотова, узнавшая о гибели сына Левы через 11 дней после его ухода на фронт: «Мне хотелось выброситься в окно. А потом подумала: я член партии с семнадцатого года, большевичка, какое право я имею это сделать? Закрыла окно и отошла».

В жизни и в смерти перед лицом самых страшных для человека испытаний большевики оставались сектантами, поборниками своего всесильного и единственно верного учения, которое обещало вечную жизнь. Не стало страны, забылось пророчество, стерлась память о революции, погибло целое поколение, а на горизонте все не загоралось пламя мировой революции.

«Советский Союз был осажденной крепостью в капиталистическом окружении, а Дом правительства — в Советском Союзе». Раз уж социализм, по новой теории Сталина и Бухарина, можно построить в одной отдельно взятой стране, то его можно построить и в одном отдельно взятом доме, с просторными квартирами, театром, библиотекой, спортзалом и садом. И, конечно, это было больше, чем просто жилое здание для номенклатуры. Возведенный Борисом Иофаном на месте торговых рядов у Болотной площади, Дом символизировал победу над гнилым болотным строем, над повседневностью, над старым миром и был нацелен прямо в вечность.