Запрет на табу* | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Запрет
на табу*

Автор: Бьюканан Ли

Запрет на табу*

читайте также

Метод Аристотеля: как убеждать людей и добиваться успеха

Кармин Галло

Два портрета карьериста

Оксана Гончарова / «Ведомости»

Что делать СЕО во время цифровой революции

Роман Тышковский

Знаки времени

Элори Гилберт, журналистка, присутствовавшая на прошлогодней конференции пользователей PeopleSoft, была поражена, не обнаружив у собравшихся того, что было бы естественно в тех условиях, — страха. Над PeopleSoft навис дамоклов меч — ее собиралась поглотить компания Oracle. Однако участники конференции спокойно обсуждали благостные темы вроде новых функций, которые им хотелось бы видеть в очередной версии программы. «Они так ни разу и не коснулись вопроса: а будет ли вообще очередная версия?» — пишет Гилберт в статье на сайте СNET News.com. Эти умолчания напоминали поведение авиакомпаний, которые в течение 25 лет не решались обсудить проблему либерализации отрасли, ставившую под угрозу всю их бизнес-модель. Точно так же общественность до недавнего времени обходила стороной проблему недофинансирования пенсионных планов.

Тот, кто делает вид, что угрозы не существует, рискует быть застигнутым врасплох. Такое случается с компаниями, которые избегают поднимать «неудобные» или попросту опасные вопросы, а в результате теряют способность прогнозировать вполне предсказуемые события и совершают стратегические просчеты.

Слово «табу» обозначает запрет всего, что считается опасным, нечистым или кощунственным. В корпоративной культуре табу чаще всего налагается на поступки (скажем, запрещается физический контакт или нарушение дресс-кода), но иногда под запретом оказываются идеи или слова. Изданы горы трудов, авторы которых призывают нас открыто обсуждать внутренние, даже очень деликатные проблемы организаций. Не бойтесь сказать, что король голый, убеждают они, пусть сотрудники смело критикуют неудачные решения, неэффективные бизнес-процессы, глупость руководителей.

Тем не менее во многих компаниях болезненные вопросы, напрямую затрагивающие стратегию, не обсуждаются никогда. Профессор Виктор Халберстадт, преподаватель экономики Лейденского университета, утверждает, в частности, что такое положение характерно для многих крупных корпораций в Европе. Вот, по мнению Халберстадта, лишь некоторые из табуированных для европейцев вопросов. Можно ли эффективно управлять Евросоюзом, или эта организация чрезмерно раздута? Ожидает ли ЕС дальнейшая деиндустриализация частного сектора? Могут ли недостатки системы образования подорвать экономику? Удастся ли Европе остаться регионом всеобщего благоденствия?

«Слишком многие проблемы, способные всерьез и надолго затормозить экономический рост, попадают у нас в разряд табу, — констатирует Халберстадт. — Но если не говорить о них сегодня, то лет через 10–15 на нас посыплются беды, которые покажутся нам совершенно неожиданными». Столь же опасно замалчивание острых социальных вопросов в компаниях. Ограничивая себя рамками общепринятых выражений и «корректных» образов, вы сужаете инновационные возможности в разработке и маркетинге продуктов. Хорошо известно, что явная и скрытая эксплуатация темы секса — коммерчески беспроигрышный прием в рекламе, дизайне и других областях. Сексуальность — очень важная и сложная составляющая разных сторон нашей жизни (таких как любовь, самоуважение, красота, продолжение рода, здоровье и т. д.). Однако боязнь юридических осложнений и привкус непристойности мешают компаниям осмысленно использовать эту тему. Когда мы старательно избегаем «сомнительных» слов и выражений, наша речь становится бледной и невыразительной. В таких случаях приходится прибегать к всевозможным клише и эвфемизмам, которые в результате тоже приобретают налет скабрезности и со временем попадают в число табуированных (гарвардский лингвист Стивен Пинкер назвал это явление «конвейером эвфемизмов»).

Итак, нас смущает тема секса. Мы предпочитаем не думать о смерти. Огромный переполох вызывают неосторожные высказывания о боге. В то же время секс, смерть и религия — самые важные для человечества темы. Разве может компания адекватно развиваться, обходя их стороной?

Знаменитая компания IDEO, специализирующаяся на инновационном дизайне, решила покончить с запретами, как в работе своих сотрудников, так и в отношениях с клиентами. Компания определила несколько тем, глубоко волнующих всех нас, но «трудных» для обсуждения (секс, смерть, рождение и др.), и, объединив сотрудников в группы, поручила им исследовать и демистифицировать эти темы. Одна из групп (в ее составе были и мужчины, и женщины) погружалась в мир эротики: экспериментаторы вместе посещали бары для трансвеститов, просматривали порнофильмы, обсуждали друг с другом самые интимные проблемы. Заметим, что данная программа — скорее «экстрим», чем образец для подражания. «Такое командное упражнение должно было снизить у людей порог стеснительности, позволив им сохранить чувство юмора и самоконтроль, — говорит Пол Беннетт, руководитель отдела развития отношений с клиентами. — Людям свойственно мифологизировать секс и прочие табуированные сферы, создавать вокруг них атмосферу напряженности. На самом деле за этой шумихой скрываются гораздо более интересные и вызывающие вещи».

В ходе эксперимента группа разработала ряд концептуальных (не предназначенных для выпуска на рынок) продуктов, призванных помочь человеку подготовиться к первому сексуальному опыту и вообще к половой жизни. Беннетт утверждает, что до описанного эксперимента участники команды были неспособны решить эту задачу: застарелые табу не позволяли им преодолеть ментальные барьеры, лишали творческой смелости.

Впрочем, отказ от табу может иметь и гораздо более приземленный, практический смысл для бизнеса. Например, для компании, в которой каждый видит проблему, но никто не заявляет вслух: «Наш главный конкурент уже в течение четырех лет ежегодно отъедает у нас по 3% рынка». Или для страны, где никто не решается заговорить о том, что ИТ-производство перемещается за границу...

Перед обществом стоит нелегкая задача — наладить честное и полноценное обсуждение рискованных тем, не провоцируя при этом роста враждебности. Прежде всего, следовало бы, наверное, вслух назвать темы, которые обычно замалчивают, а затем внимательно посмотреть, что входит в круг традиционно табуированных сюжетов, а что находится вне его. Халберстадт предлагает руководителям компаний чаще общаться с наиболее раскрепощенными людьми — художниками, учеными, журналистами. «Топ-менеджерам нужен человек, который готов обсудить с ними то, что они предпочитают не замечать, — поясняет Халберстадт, — который покажет им мир таким, каков он есть».