читайте также
Марк Абрахамс — знаток идей, хороших, плохих и — в особенности — странных. Вместе с другими основателями журнала Annals of Improbable Research («Анналы невероятных исследований»), среди которых восемь лауреатов Нобелевской премии, Абрахамс возвращает из небытия работы, посвященные, например, влиянию арахисового масла на вращение Земли или анализу реакции кошек на бородатых людей. Он также занимает пост председателя комитета по Игнобелевской премии, присуждаемой за самые необычные научные исследования (в России ее также называют Шнобелевской). В скором времени в издательстве Dutton Adult в свет выйдет очередная его книга «Игнобелевская премия-2: Новая коллекция самых невероятных в мире исследований».
Бывают ли плохие идеи?
Конечно. Плохим может быть что угодно. Но часто встречаются идеи, которые кажутся плохими лишь потому, что они нечетко сформулированы, или потому, что кто-то именно в этот день настроен слишком критически. Поэтому следует проявлять настойчивость. Заведите список непризнанных идей, которые вам представляются интересными, и постоянно пополняйте его, а раз в год (или раз в три года) подвергайте их переоценке. Часто во время обсуждения очередного номинанта на Игнобелевскую премию все единодушно выбирают кандидата, который за два-три года до этого получил весьма сдержанную оценку.
Итак, у компаний имеется большой запас отвергнутых идей, дожидающихся своего часа?
Да. Многие компании могут даже отказываться от новых разработок — в их распоряжении достаточно хороших, хотя и забытых идей, способных стать источником процветания на долгие годы. Своей карьерой математик Бенуа Мандельброт обязан поискам забытых всеми идей. Он воскрешал целые разделы математики, о которых 80 лет никто не вспоминал.
У фармацевтов и химиков найдется немало историй об отличных продуктах и технологиях, которые могли бы привести к созданию гигантских процветающих отраслей. Но на ранней стадии некая компания решила, что новая технология будет не такой прибыльной, как та, которую она в тот момент продвигала. И вот такие забытые идеи ждут того, кто подберет их, разовьет и, быть может, положит в основу целой отрасли. Многие компании стремятся достичь процветания за счет воскрешения идей, но корпоративным правилом это пока не стало.
Почему же компании, активно занимающиеся инновациями, упускают из виду эти идеи?
Часто на словах мы выступаем за инновации, но что-то действительно новое кажется нам странным. А для многих странно — значит плохо. Подбирая кандидатов на Игнобелевскую премию, мы ищем странные идеи, которые сначала заставляют людей засмеяться, а потом — задуматься. Вам необходимо обрести умение оценивать, запечатлелась ли некая идея в вашем сознании, и неважно, какова была ваша первая реакция на нее.
Вот довольно яркий пример. В прошлом году лауреатом Игнобелевской премии стал изобретатель караоке Дайсуке Иноуэ. В 1971 году он был не слишком выдающимся ударником в посредственной рок-группе. Ему удалось продать несколько созданных им караоке, но людей это просто позабавило. Об Иноуэ все забыли. Но чуть позже несколько компаний начали регистрировать патенты на изобретения, связанные с караоке. Сам Иноуэ свое изобретение так и не запатентовал. Сейчас в Японии выдано более 1500 патентов на караоке, в США — более 1000. Компании заработали на идее Иноуэ миллиарды. А все потому, что нашлись люди, которые посмеялись, но этим не ограничились. Они стали думать и сумели сделать на чужой идее огромные деньги.
Значит, известные идеи помогают идеям новаторским?
Похоже, так оно обычно и происходит. Много лет назад, когда Lotus добилась ошеломляющего успеха, я создал программистскую компанию, занимавшуюся совершенно иными вещами. Меня познакомили с несколькими венчурными капиталистами. И восемь потенциальных инвесторов из девяти сказали мне практически одно и то же: «Нам нужен новый Lotus». «То есть вам нужна еще одна маленькая компания, которая будет заниматься уникальными вещами и в конце концов станет гигантом?» — спросил я. «Нет, нам нужен новый Lotus», — твердили они. «То есть вы хотите создать компанию, которая будет иметь собственную нишу и сможет вытеснить всех потенциальных конкурентов?» — спрашивал я. «Нет, нам нужен новый Lotus. Нам нужна новая компания, которая будет делать электронные таблицы», — говорили инвесторы. Они хотели инвестировать средства на том же самом рынке в такой же продукт, который был у компании Lotus. Вот как они понимали инновации!
Нужно помнить, что все революционные идеи поначалу кажутся смешными. Если бы с самого начала было известно, что идея принесет успех, никто не называл бы ее прорывом. Практически все революционные идеи — электролампочка, антибиотики (из плесени!), персональный компьютер, система «точно вовремя» — поначалу казались безумными. Авторы новых идей становятся объектом насмешек, лишаются работы (и это еще не самое худшее, что с ними случается). А потом кто-то обращает внимание на забытую идею, смотрит на нее под новым углом зрения и начинает вкладывать в нее силы и средства. И вполне возможно, что скоро мир узнает очередную потрясающую историю успеха.