Эффект плюшевого мишки | Большие Идеи
Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эффект плюшевого мишки

Дезаи Шридхари
Эффект плюшевого мишки

Утверждение: Взрослые становятся более общительными, реже лгут и чаще вспоминают о социальной ответственности, если в помещении есть детские вещи, скажем, плюшевый мишка или цветные карандаши.

Исследование: Шридхари Дезаи и ее коллега Франческа Джино предложили двум группам людей принять участие в классических психологических играх, в ходе которых можно влиять на заработок участников, а также — обманывая других — увеличивать собственный достаток. Одна группа испытуемых находилась в комнате с детскими игрушками или занималась «детскими» делами. Ее члены, в целом, демонстрировали меньшую склонность ко лжи и проявляли большую щедрость, чем люди из другой группы.

Вопрос: Неужели детские игрушки напоминают людям о нравственности? Может быть, стоит посадить плюшевых мишек и заек в зал, где заседает совет директоров?

Профессор Дезаи, защищайте свою идею!

Дезаи: Участники всех наших лабораторных экспериментов, которые оказывались в окружении игрушек или, например, смотрели детские мультфильмы, лгали почти на 20% реже. А когда мы просили людей дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы, те, кто находился под влиянием атрибутов детства, составляли «нравственные» слова, такие как «непорочный» или «добродетель», чаще остальных. Более того, люди, окруженные детскими вещами, вели себя лучше, даже если не были на это настроены.

HBR: На наш взгляд, лабораторные игры часто не имеют ничего общего с реальностью. Почему вы думаете, что и в жизни человек будет вести себя так же?

Подобный вопрос мне задал мой руководитель в Центре этических исследований Лари Лессиг. Он спросил: «А вы сможете продемонстрировать ту же зависимость в реальных условиях?» И тогда мы изучили огромную базу корпоративной информации и, сопоставив ее с данными о расположении компаний, обнаружили, что, если в радиусе трех с половиной километров от штаб-квартиры организации есть пять или более детских садов и яслей, объем оказываемой ею благотворительной помощи значительно возрастает.

Какая связь между благотворительностью и детскими садами? Не упрощаете ли вы?

Мы провели регрессивный анализ и учли такие факторы, как размер компании, ее возраст, риски и финансовое положение. Мы также сделали поправку на плотность населения, поскольку, как показывают исследования, жители густонаселенных районов не отличаются щедростью и доброжелательностью. И все же результаты остались неизменными: чем больше в районе детских садов, тем охотнее компания оказывает благотворительную помощь. Мы были в восторге! Когда все время сидишь в лаборатории, так приятно увидеть, что твои наблюдения справедливы и для реального мира.

Как же тогда объясняется этот феномен?

Наша гипотеза основывается на идее непорочности. Все, что связано с детьми, подсознательно активизирует наши представления о добре, приводит нас в благодушное состоя­ние и порождает чистые помыслы. Задумайтесь: родители ведут себя рядом детьми не так, как обычно — например, стараются не ругаться и рассчитывают, что другие поступят так же. Однако мы обнаружили, что подобный эффект вызывает не только присутствие ребенка, но и напоминающие о нем предметы и события.

Согласитесь, сложно поверить, что цветные карандаши могут ­повлиять на такую сложную систему, как человеческое поведение.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Что делать, когда маркетинговые технологии не работают
Брюс Харди,  Ева Аскарза,  Майкл Росс
Коварное сходство
Игорь Гурков,  Моргунов Евгений