Непараллельная история | Большие Идеи

・ Феномены


Непараллельная история

Рецензия на книгу Михаила Зыгаря «Империя должна умереть»

Автор: Мария Божович

Непараллельная история

читайте также

Почему все больше компаний избавляются от рейтинга производительности

Бет Джонс,  Дэвид Рок

Два качества, необходимых любому предпринимателю

Джим Догерти

Как навсегда измениться

Тони Шварц

Не бойтесь изменить свою жизнь

Бримм Линда

Куда деваются империи — вот Римская, например? Да-да, мы помним из учебника по истории, что сначала она распалась на Западную и Восточную, Западная вскоре пала под ударами варваров, Восточная (Византия) существовала еще много веков, в конце концов ее захватили османы и т. д. Но с высоты времен даже несколько столетий кажутся обывателю мгновением, поэтому невозможно отделаться от ощущения, что вот она была, империя эта, — с ее богами, императорами, патрициями, всадниками, плебеями, храмами, форумами, цирками, термами, лупанариями, IV эклогой Вергилия — и исчезла. «Невероятно до смешного: был целый мир — и нет его. Вдруг — ни похода ледяного, ни капитана Иванова, ну абсолютно ничего». Поэт Георгий Иванов написал совсем о другой империи, но исчезла она тоже в одночасье. От этого момента нас сегодня отделяет всего-навсего сто лет. По историческим меркам Октябрьская революция случилась вчера вечером. Мы знаем, что ей предшествовало, почти по минутам. И все равно трудно поверить, что это произошло в считанные дни.

Книга Михаила Зыгаря «Империя должна умереть» о невозможности понять и предугадать, что будет дальше. Что происходило по дням? Как все крутилось, цеплялось, складывалось и неслось вихрем, чтобы в конце концов рухнуть во тьму? В 900-страничном труде нет хронологического принципа. Исторический материал за 1901—1917 годы подан «по персоналиям». Толстой и Витте, Гоц и Гершуни, Струве и Милюков, императрица Аликс и Мария Федоровна, Распутин и Керенский, Дягилев и Горький, Азеф и Гапон, многие другие — просто жили, работали, писали и проповедовали. Преследовали свои большие и маленькие, локальные и великие цели. Императрице необходимо родить мальчика, Витте передает государю свою знаменитую «записку», Толстой отправляет духоборов в Канаду, в Художественном ставят «Чайку», Шульгин пытается предотвратить еврейский погром в Киеве, Дягилев издает «Мир искусства», Мережковский, Гиппиус и Философов устраивают «церковь на троих», Гапон ведет за собой рабочих — и все это детали огромного пазла, из которого складывается величественный и трагический сценарий, завершающийся гибелью целого мира. «Мои герои ничего об этом не знают, — пишет в предисловии Михаил Зыгарь. — Каждый из них живет своей жизнью, даже не подозревая, что спустя много лет его сочтут песчинкой или, наоборот, движущим механизмом в историческом процессе».

Такой подход к истории вполне традиционен — со времен «Анналов», Марка Блока и Люсьена Февра. Леонид Парфенов с его проектом «Намедни» или вечная передача «Московские старости» на «Эхе Москвы», где зачитывают отрывки из газет столетней давности, представляют исторический процесс не как необходимый путь из пункта «А» в пункт «В» с вехами правления царей, а как поток общественной жизни, где основополагающую роль могут сыграть совсем незначащие особенности быта, менталитета и частной жизни людей. У Леонида Парфенова ключевой образ такого рода исторических знаний — каталожный ящик, где все единицы уравнены между собой и расположены по алфавиту, а для Михаила Зыгаря — социальная сеть Facеbook. «Проект 1917», который положен в основу книги «Империя должна умереть», являл собой френдленту с «постами» участников исторических событий, взятых из их писем, мемуаров, дневников. «В режиме реального времени» мы наблюдаем развитие романа Гумилева и Ларисы Рейснер, задаем вопросы Распутину, следим за «онлайн-трансляцией» с Учредительного собрания. «Наша цель — популяризировать историю, чтобы люди видели в ней не какую-то скучную дисциплину, совершенно оторванную от реальности и не имеющую к ним прямого отношения. История объясняет многое не только про то, что случилось, но и про нас самих. У каждого есть возможность понять, что он сталкивается с теми же проблемами и мыслями, с какими сталкивался человек, писавший в свой дневник сто лет назад», — объяснял Зыгарь в одном из интервью. Параллель между веком нынешним и веком минувшим заложена в плане. Он может нравиться или, наоборот, казаться попсовым упрощением. Однако трудно спорить с тем, что это нерв проекта, без которого ничего бы и не было.

Но в книге о параллели спотыкаешься уже с первых страниц. Вот Виктор Гюго призывает помиловать одну из убийц Александра II, беременную Гесю Гельфман. Сноска: «Участие мировой общественности в судьбе борцов с режимом станет долгой традицией. Один из последних примеров — Pussy Riot». Зачем нам эта подсказка и насколько точна параллель? Независимую еврейскую рабочую партию, созданную Зубатовым, Зыгарь называет «партией-спойлером» и дает сноску про то, что в нынешней России, совсем как тогда, реальную оппозицию к власти не допускают и называют несистемной, а вместо нее создают карманные партии, подконтрольные Кремлю. Описывая, как главных редакторов изданий вызывали в Министерство внутренних дел, чтобы подготовить общественное мнение к падению Порт-Артура, добавляет, что «в начале XXI века совещания главных редакторов проходят в Кремле каждую неделю» и т. д.

Проблема тут не в самих параллелях, а в том, что книга была бы хороша и без них. Это какое-то внешнее украшение, как и, например, совершенно произвольный, непонятно на чем основанный современный эквивалент старых денежных сумм, который тоже дается в сносках. Автор с первых же строчек предупреждает, что работал как журналист, а не историк, но напрасно он скромничает. «Империя должна умереть», конечно, не исследование и не монография — очень много народу принимало участие в этой работе. Но это отличная, очень живая популяризация, сборник сюжетов, которые интересно читать с любого места и которые действительно складываются в историю смертельной болезни и последующего крушения огромной, могущественной страны. А уж параллели мы, если понадобится, проведем сами.