Почему Россия не Америка: о культурном коде с научной точки зрения | Большие Идеи

・ Феномены

Почему Россия не Америка: о культурном коде с научной
точки зрения

Употребляя одинаковые понятия, американские и российские школьники продолжают вкладывать в них далеко не одинаковые смыслы.

Автор: Анатолий Ермолин

Почему Россия не Америка: о культурном коде с научной точки зрения

читайте также

7 принципов, которые помогут измениться в лучшую сторону

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Это может только гендиректор

Лафли Алан

Андре Агасси: «Независимо от того, какой счет на табло, главное для игрока — следующий мяч»

Элисон Биард

Продадим / не продадим: как улучшить прогнозы отдела продаж во время кризиса

Лиза Ерл Маклеод,  Элизабет Лотардо

По информации агентства «Интерфакс», за подписью замминистра культуры РФ Владимира Аристархова подготовлен проект «Основ государственной культурной политики». Ключевой принцип новых «основ» — Россия не Европа, а уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к Западу, ни к Востоку.

По мнению разработчиков документа, сохранение единого культурного кода россиян требует отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу нормы. Вот с этого места хотелось бы поподробнее.

Чтобы избежать когнитивного диссонанса, очень хотелось бы знать, подрываю я основы культурного кода своей страны, если хочу для нее:

  • Чтобы она обладала таким же мощным военным потенциалом, что и страны северо-атлантического сообщества;
  • Таким же передовым экономическим и научно-техническим потенциалом;
  • Таким же эффективным государственным и муниципальным менеджментом;
  • Таким же комфортом городской среды, высоким качеством жизни среднего класса и уровнем социальной защиты населения в целом;
  • Такими же креативными кластерами и т. п.

Какие культурные коды, отличающие нас от европейцев, хочет законсервировать в россиянах заботливый минкульт? Обратимся за ответом к методике билингвального анализа и рассмотрим, как на самом деле мы и западные народы понимают такие важнейшие понятия, как «семья», «воспитание», «государство», «общество», «успех», «забота», «образование» и другие.

Суть эксперимента, проведенного американскими учеными в конце 90-х, заключалась в том, что испытуемым школьникам из США и стран бывшего СССР предлагалось записать пять-семь ассоциаций, связанных с тем или иным общеизвестным термином. С помощью компьютерной программы ассоциации носителей русского и английского языков группировались и сравнивались. Результаты исследования, которое длилось десять лет и охватило тысячи старшеклассников, были изложены в докладе профессора Дэвидсона «Изменилось ли сознание». С разрешения автора я привожу часть данных, которыми он со мной поделился.

Главный вывод: употребляя одинаковые понятия, американские и российские школьники продолжают вкладывать в них далеко не одинаковые смыслы.

Например, слово «забота»: и американцы, и русские одинаково сильно связывают ее с семьей. У наших ребят значимость семьи в этом смысле зашкаливала почти до 35%, намного опережая американцев с их 18%. Но что самое удивительное: ни один американец вообще не подумал о государстве в привязке к понятию «забота» (0% против 30% у россиян). И это при мощнейшей системе социальной защиты самих же американцев на государственном уровне!

Придумывая ассоциации к слову «свобода», американские школьники вспомнили о своей стране (около 18%), законе и гражданских правах (10%). Ассоциирование закона с понятием «свобода» у наших школьников не преодолело и трехпроцентного барьера. Любопытно, но американцы слово «свобода» в два раза реже ассоциировали с демократией, чем наши дети.

Порядок для россиян — это чистота (25%), правительство и армия (18%). Для американцев — прежде всего закон, правила (22%), контроль и дисциплина (11%).

«Власть» у россиян ассоциируется с правительством и политиками (23%), силой (15%), президентом и лидерством (16%). Американцы в понятие «власть» чаще россиян вкладывают такие смыслы, как «деньги» и «успех» (20% у американцев против 8% у россиян), «лидерство» и «президент» (13%). Единодушие русские и американские школьники проявляют в скептическом отрицании роли народа в исполнении властных полномочий: только 3% россиян и 4% американцев вспомнили о народе в привязке к понятию «власть».

В вопросе о «воспитании» и россияне, и американцы дружно голосуют за семью (31% и 36%). А вот школе воспитание доверяют только наши подростки (26% россиян против 5% американцев).

Очень любопытно разделились трактовки слова «конкуренция». 37% россиян связали с этим понятием такие смыслы, как «деньги» и «капитализм». И американцы, и русские сошлись в том, что «конкуренция» — это схватка, борьба. Но при этом 31% американцев (против 1% у наших соотечественников) соотнесли конкуренцию с понятием «личность».

Но, пожалуй, самое главное концептуальное расхождение между российским и американским менталитетом проявляется в подсознательной трактовке понятия «успех». Для американцев это прежде всего богатство и деньги (22%). Для русского школьника успех — это много-много счастья, радости и удовольствий (более 35%).

Читайте по теме: