Эпохи менеджмента: краткая история | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эпохи менеджмента:
краткая история

Корпорации по-прежнему думают в первую очередь об акционерах, и последствия такой узости мысли ужасны, даже для мощных организаций вроде IBM.

Автор: Рита Гюнтер Макграт

Эпохи менеджмента: краткая история

читайте также

«Люди не верят в честные правила игры»

Евгения Чернозатонская,  Марина Иванющенкова

Почему ВВП не приносит счастья

Амит Капур,  Бибек Деброй

Что нужно команде стартапа, чтобы добиться успеха

Ева де Мол

Акцент делу не помеха?

Фридегер Марша,  Хуань Лора

читайте также

Организация как механизм — этот образ из индустриального прошлого все еще отбрасывает тень и влияет на сегодняшнюю концепцию менеджмента. И это не единственный глубоко укоренившийся и давно не пересматривавшийся предрассудок. Руководители все еще думают, что стабильность нормальна, а перемены — необычное состояние дел (с этой точкой зрения я принципиально спорю в книге «Конец конкурентного преимущества»). Компании все еще стараются выжать по максимуму из имеющихся преимуществ, они все еще привержены краткосрочному планированию, хотя многие это и осуждают. (Краткосрочное планирование осудил уже и Клейтон Кристенсен в «Дилемме капиталиста», указав, что оно приводит к хронической недостаче инноваций). Корпорации по-прежнему думают в первую очередь об акционерах, и последствия такой узости мысли ужасны, даже для мощных организаций вроде IBM.

Но хотя старые идеи все еще живы и их продолжают даже преподавать, развивается и практический современный менеджмент для думающих руководителей. Опираясь на идеи моего коллеги Яна Макмиллана, я считаю правильным разделить менеджмент периода после Промышленной революции на три «эпохи», в зависимости от того, на чем делался акцент: производстве, знании и эмпатии.

До Промышленной революции о менеджменте как профессии говорить не приходится: как правило, руководитель предприятия сам координировал все работы, планировал, контролировал, награждал, распределял ресурсы. Что-то похожее на менеджмент существовало лишь в немногих крупных организациях: в Церкви, в армии, у горстки крупных торговых и строительных компаний и на плантациях, где, к сожалению, чаще всего применялся рабский труд. Редкие гении, такие как Адам Смит, предвидели будущее и предсказывали разделение труда, которое существенно повысит продуктивность работников.

Читайте материал по теме: Экономика: настала ли пора менять парадигму?

Промышленная революция изменила все. Появились не только новые способы производства, но и новые виды его организации. Владельцам разросшихся компаний понадобилась помощь в координации работы, и появились те, кого экономисты называют «агентами», а мы — «менеджерами». Их главной задачей было массовое производство, и появились соответствующие менеджерские решения: специализация труда, стандартизация процессов, контроль качества, планирование, зачатки бухгалтерского учета. К началу ХХ века термин «менеджмент» уже широко употреблялся, и Адам Смит был заново открыт. Новое поколение мыслителей — Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилбрет, Генри Тауни и Генри Гантт — развивали теории, отстаивавшие важность эффективного производства, минимальных вариаций, единый стандарт и предсказуемость процессов. Цель заключалась в том, чтобы оптимизировать отдачу для каждого конкретного набора «вводных».

Следует отметить, что, достигнув такого размаха, компании уже не встречали конкуренции на внутреннем рынке. Титаны стали, нефти и пищепрома в Америке не знали себе равных, а потому оптимизация казалась наиболее разумным решением. Также следует отметить, что в эту эпоху условием экономического успеха было наличие капитала, на который можно приобрести средства производства (фабрики и системы).

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Накапливались и знания об организационном менеджменте. В Европе бизнес-школы появились уже в 1800-х, а экономический монстр США обзавелся первым институтом высшего менеджерского образования в 1881 году, когда была основана Уортонская школа бизнеса. Богатый предприниматель Джозеф Уортон хотел взращивать «столпов общества», которые могли бы стать во главе как бизнеса, так и политики. Следом открывались и другие университеты. Еще одной вехой стало начавшееся издаваться в 1922 году издание HBR: менеджмент утверждался в качестве дисциплины, развивалась теория, накапливались факты.

Так были посеяны семена второй эры менеджмента — эры профессионального знания. В середине ХХ века вновь начался мощный рост теорий и появились настоящие гуру менеджмента. Такие авторы, как Элтон Мэйо, Мэри Паркер Фоллет, Честер Барнард, Макс Вебер и Крис Аргирис, научились применять к менеджменту теории из смежных областей (социологии и психологии). Использовались также математические и статистические методы (зачастую из военной теории) — и таким образом закладывались основы операционного управления. Затем научный подход к менеджменту породил теорию ограничений, менеджмент целей, реинжиниринг, шесть сигм, метод «водопада» в развитии программного обеспечения и так далее. Питер Друкер — один из первых гуру, знаковая фигура той эпохи. Его книга «Концепция корпорации», вышедшая в 1946 году, была прямым ответом на вызов директора General Motors Альфреда Слоуна: пора разобраться, как строится менеджмент сложной, комплексной организации.

И тут в прежней концепции «организации-механизма» появились трещины. Усилилась, по выражению Друкера, «работа знания». Он видел, что добавочная ценность создается не только благодаря тому, что сотрудники производят товары или выполняют определенные задания: они также используют информацию. По мере того как в экономике США увеличивалась пропорция интеллектуального труда, формировалась новая реальность менеджмента знаний и работников знания — и это противоречило всему, что компании привыкли думать о субординации менеджера и подчиненных. Когда главный актив компаний — люди — выходят под вечер из офиса, требуется иной договор, принципиально отличающийся от прежнего командно-административного. Появились новые теории менеджмента с акцентом на мотивации и вовлеченности персонала. Образец такого жанра — «Теория Y» Дугласа Макгрегора.

Изменилось представление о роли руководителей: они уже не правят и не контролируют, а выполняют обязанности коучей и разделяют общие задачи. Когда же специалисты по организационному поведению стали препарировать эти идеи (в последнее время еще и с намерением осмыслить фактор «эмоционального интеллекта» в управлении, эту новую линию возглавил Дэниел Гоулман, то центр тяжести в менеджменте вновь сместился.

Ныне мы переживаем очередную фундаментальную реформу представлений о компаниях и смысле их существования. В пору «производства» фирмы должны были давать как можно больше продукции, в пору «знания» — обеспечивать передовой сервис, но сейчас многие ждут от них полноценного и осмысленного жизненного опыта. Я бы сказала, менеджмент вступил в новую эру — эру эмпатии.

Читайте материал по теме: Во что превратился капитализм в XXI веке

Эмпатия распространяется, само собой, и на клиентов, но также преображает и природу рабочего договора. Новым сотрудникам нужно сделать ценностное предложение. Что-то нужно реализовывать, чтобы преодолеть распространившееся недовольство организациями, корни которых уходят в эпоху организации-механизма. В обществе бытует мнение, что эти компании увековечивают неравенство, гонятся за прибылью, пренебрегая интересами и сотрудников, и клиентов, обслуживают капиталистов, а не более широкие массы заинтересованных лиц. И потому опять же настала пора менеджмента-эмпатии.

Многие чувствуют, что пришло время нового делового мышления и действия. С моей точки зрения, это значит, что менеджмент должен адаптироваться к новому характеру сотрудничества — сетевому вместо иерархического — к ситуации, когда и работа окрашивается эмоциями и когда менеджеры обязаны создать для сотрудников нечто вроде общины, команды или семьи. Поскольку теперь от руководителя требуется в первую очередь эмпатия, а не знания и не производство, нужно задать себе вопрос: какие новые роли и организационные структуры пригодятся теперь, как подступиться к контролю производительности? Каким образом современный лидер выполняет роль столпа в компании и обществе, чему следует учить новое поколение менеджеров? Мы вновь стоим перед вопросами — и надо бы поскорее найти ответы.

Читайте по теме: