читайте также
Кто же откажется стать эффективнее? Давайте заплатим помощнице, которая будет бегать за нас по магазинам, убирать дом, выгуливать собаку, еще и посылку на почту отнесет. Включим блендер и измельчим пищу, чтобы ни секунды не тратить на пережевывание. Не держите в голове мысль о туалетной бумаге: подпишитесь на Amazon Prime, и все будут доставлять по расписанию.
Клево! Улет! Загружай приложение. Что тут у нас еще — под заказ, доставка дроном, в тот же день, через час? Эффективность! Вау!
Но не превращается ли славная погоня за эффективностью в одержимость, безумную и саморазрушительную? Очередная мода: приложения, которые по требованию вызывают выгуливателя собак, личного помощника, консьержа, дворецкого. Это ли в самом деле подрывная, меняющая правила игры инновация? Или предвестие нового феодализма, где немногие станут господами, а вчерашний средний класс — прислугой? Если это — предпосылки феодализма, стоит ли нам призывать такую экономическую систему (задумайтесь даже не о моральной стороне, а о материальной)?
Вот в чем проблема.
Эффективность — порождение стагнирующей экономики, а не панацея. Наша экономика и так, надо полагать, самая эффективная за всю мировую историю. Можно доехать по супершоссе до местного мегауниверсама и купить огромную банку каких-нибудь пустяков за сущие копейки.
Эффективность утилизирует ресурсы по минимальной себестоимости. О, в этом деле мы супергерои! Мы овладели им до такой степени, что в пору говорить об экономическом недуге: снижая себестоимость, мы заколотили в гроб сотрудников, коллег, менеджеров… свои отделы и департаменты, компании, целые отрасли и сектора. И теперь экономический «рост» практически полностью зависит от крошечных маргинальных прибавок эффективности.
Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?
Эффективность сама по себе не может быть задачей развитой экономики. В чем подлинная задача? На самом простом уровне — продуктивность, как утверждал Майкл Портер. Продуктивность не сводится к удешевлению производства, нужно еще и делать лучше. Как выглядит прорыв продуктивности в реальном мире? Появляется лекарство от рака, появляются вакцины, интернет, айфон. Это не просто дополнительное удобство — эти новинки радикально меняют нашу жизнь. Создают новые рынки и новые категории товаров и услуг. Благодаря им мы можем творить больше разных вещей, а не только делать то же самое быстрее или чужими руками. Появляются новые возможности роста и для других компаний, которые опираются на эти открытия. Но зачастую наша неумолимая и беспощадная гонка за эффективностью как раз и мешает нам совершать прорывы в сфере продуктивности.
Ныне экономисты, хмуря лбы, доискиваются до причин, по которым продуктивность так резко упала.
А ответ вот он, у всех на виду. Чертовски трудно изобретать что-то прорывное и меняющее жизнь, когда ты 25 часов в сутки крутишься на минимальной зарплате эрзац-дворецкого… шофера… выгульщика собак. А потребность в таких услугах возникает потому, что люди, которые их заказывают, тоже крутятся 25 часов в сутки, работая на те компании, которые изготавливают смартфоны, доставляют дронами туалетную бумагу и координируют шоферов с машинами.
Вовсе не собираюсь демонизировать потребителей и любителей эффективных приложений. Но пора поискать более мудрый подход и увидеть, что до тех пор, пока Силиконовая долина работает преимущественно на эту целевую аудиторию, мы не дождемся существенного роста нашей экономики. И не надо восхвалять такие приложения, как революционные инновации, заметно повышающие «качество жизни». Чего нет, того нет.
Читайте материал по теме: Инвестируйте в свою жизнь
Мы заперты в ловушке «эффективной экономики», мы уже путаем понятия «эффективность» и «продуктивность». Продуктивность заключается в том, чтобы создавать некий продукт — и не только материальные безделушки, но и подлинные, прибавляющие ценность, прорывы. Сейчас же самая «эффективная» компания — та, где софт порождает еще больше софта. Самая «эффективная» экономика превратила 99% населения в слуг при одном проценте сверхпривилегированных супербогатеев.
Цивилизованное общество не должно взращивать неокласс лакеев. И опять-таки не только по моральным причинам, хотя и моральных резонов на то немало, но и — хоть это и не столь бросается в глаза — по экономическим соображениям. Продуктивная экономика созидается прорывами, которые повышают уровень жизни и обеспечивают достойное и оправданное неравенство, рост заработков, рост среднего класса, который будет процветать, а не вырождаться. Продуктивность — это социальный прогресс. Но о каком прорыве может быть речь, если мы с головой заняты важным делом — прислуживать.
Итак, наша задача — вызов для инвесторов, бизнес-лидеров, изобретателей, мечтателей, творцов: не довольствоваться приложениями для облегчения жизни. Стремиться к прорывам, к тому, чтобы жизнь стала действительно лучше и у других людей тоже появился шанс совершить подобные открытия.