Наша экономика одержима ростом, а во всем прочем ужасна | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Наша экономика одержима ростом, а во всем
прочем ужасна

Эффективность — порождение стагнирующей экономики, а не панацея.

Автор: Умар Хак

Наша экономика одержима ростом, а во всем прочем ужасна

читайте также

Компании просят прощения

Брукс Элисон,  Галинский Адам,  Морис Швейцер

Диалоги: Подумайте о деньгах — вам сразу станет легче

Вос Кэтлин

Новая эра маркетинга

Юлия Фуколова

Как выступить на совещаниях, если вы интроверт

Дана Русманьер

Кто же откажется стать эффективнее? Давайте заплатим помощнице, которая будет бегать за нас по магазинам, убирать дом, выгуливать собаку, еще и посылку на почту отнесет. Включим блендер и измельчим пищу, чтобы ни секунды не тратить на пережевывание. Не держите в голове мысль о туалетной бумаге: подпишитесь на Amazon Prime, и все будут доставлять по расписанию.

Клево! Улет! Загружай приложение. Что тут у нас еще — под заказ, доставка дроном, в тот же день, через час? Эффективность! Вау!

Но не превращается ли славная погоня за эффективностью в одержимость, безумную и саморазрушительную? Очередная мода: приложения, которые по требованию вызывают выгуливателя собак, личного помощника, консьержа, дворецкого. Это ли в самом деле подрывная, меняющая правила игры инновация? Или предвестие нового феодализма, где немногие станут господами, а вчерашний средний класс — прислугой? Если это — предпосылки феодализма, стоит ли нам призывать такую экономическую систему (задумайтесь даже не о моральной стороне, а о материальной)?

Вот в чем проблема.

Эффективность — порождение стагнирующей экономики, а не панацея. Наша экономика и так, надо полагать, самая эффективная за всю мировую историю. Можно доехать по супершоссе до местного мегауниверсама и купить огромную банку каких-нибудь пустяков за сущие копейки.

Эффективность утилизирует ресурсы по минимальной себестоимости. О, в этом деле мы супергерои! Мы овладели им до такой степени, что в пору говорить об экономическом недуге: снижая себестоимость, мы заколотили в гроб сотрудников, коллег, менеджеров… свои отделы и департаменты, компании, целые отрасли и сектора. И теперь экономический «рост» практически полностью зависит от крошечных маргинальных прибавок эффективности.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Эффективность сама по себе не может быть задачей развитой экономики. В чем подлинная задача? На самом простом уровне — продуктивность, как утверждал Майкл Портер. Продуктивность не сводится к удешевлению производства, нужно еще и делать лучше. Как выглядит прорыв продуктивности в реальном мире? Появляется лекарство от рака, появляются вакцины, интернет, айфон. Это не просто дополнительное удобство — эти новинки радикально меняют нашу жизнь. Создают новые рынки и новые категории товаров и услуг. Благодаря им мы можем творить больше разных вещей, а не только делать то же самое быстрее или чужими руками. Появляются новые возможности роста и для других компаний, которые опираются на эти открытия. Но зачастую наша неумолимая и беспощадная гонка за эффективностью как раз и мешает нам совершать прорывы в сфере продуктивности.

Ныне экономисты, хмуря лбы, доискиваются до причин, по которым продуктивность так резко упала.

А ответ вот он, у всех на виду. Чертовски трудно изобретать что-то прорывное и меняющее жизнь, когда ты 25 часов в сутки крутишься на минимальной зарплате эрзац-дворецкого… шофера… выгульщика собак. А потребность в таких услугах возникает потому, что люди, которые их заказывают, тоже крутятся 25 часов в сутки, работая на те компании, которые изготавливают смартфоны, доставляют дронами туалетную бумагу и координируют шоферов с машинами.

Вовсе не собираюсь демонизировать потребителей и любителей эффективных приложений. Но пора поискать более мудрый подход и увидеть, что до тех пор, пока Силиконовая долина работает преимущественно на эту целевую аудиторию, мы не дождемся существенного роста нашей экономики. И не надо восхвалять такие приложения, как революционные инновации, заметно повышающие «качество жизни». Чего нет, того нет.

Читайте материал по теме: Инвестируйте в свою жизнь

Мы заперты в ловушке «эффективной экономики», мы уже путаем понятия «эффективность» и «продуктивность». Продуктивность заключается в том, чтобы создавать некий продукт — и не только материальные безделушки, но и подлинные, прибавляющие ценность, прорывы. Сейчас же самая «эффективная» компания — та, где софт порождает еще больше софта. Самая «эффективная» экономика превратила 99% населения в слуг при одном проценте сверхпривилегированных супербогатеев.

Цивилизованное общество не должно взращивать неокласс лакеев. И опять-таки не только по моральным причинам, хотя и моральных резонов на то немало, но и — хоть это и не столь бросается в глаза — по экономическим соображениям. Продуктивная экономика созидается прорывами, которые повышают уровень жизни и обеспечивают достойное и оправданное неравенство, рост заработков, рост среднего класса, который будет процветать, а не вырождаться. Продуктивность — это социальный прогресс. Но о каком прорыве может быть речь, если мы с головой заняты важным делом — прислуживать.

Итак, наша задача — вызов для инвесторов, бизнес-лидеров, изобретателей, мечтателей, творцов: не довольствоваться приложениями для облегчения жизни. Стремиться к прорывам, к тому, чтобы жизнь стала действительно лучше и у других людей тоже появился шанс совершить подобные открытия.