XXI век может стать веком семейного бизнеса | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

XXI век может стать веком
семейного бизнеса

В современной экономике знаний успех предприятия зависит от умения находить, вдохновлять и сохранять в компании только самых талантливых.

Автор: Джош Бэрон

XXI век может стать веком семейного бизнеса

читайте также

Ваша группа разработчиков не должна работать как отлаженный механизм

Рон Ашкеназ

Притча о чаевых

Зиминым Дмитрием «ВымпелКом» ОАО президентом почетным,  основателем рассказанная

Управление непримиримыми

Джулия Минсон,  Франческа Джино

Почему финансовые цели не мотивируют команду

Лиза Ерл Маклеод,  Элизабет Лотардо

Недавно меня пригласили прочесть лекцию о семейном бизнесе, причем организатор этой конференции заклинал меня даже не заикаться о «правиле трех поколений»: дескать, «все знают, что семейный бизнес недолговечен».

Он абсолютно прав. По статистике, лишь 30% семейных компаний доживают до второго поколения, 10—15% до третьего, а в четвертом удерживаются всего 3—5% компаний. Печальная статистика.

Но сопоставим эти цифры с общими данными: много ли компаний вообще сумело просуществовать на протяжении трех-четырех поколений? Изучение истории 25 000 акционерных обществ за период с 1950 по 2009 год показало, что в среднем они живут 15 лет, то есть меньше, чем одно поколение. На таком фоне модель семейного предприятия представляется очень даже устойчивой.

Дальше — больше. На фоне отчаянной конкуренции семейный бизнес имеет определенные внутренние преимущества перед другими формами собственности, особенно перед акционерными обществами. В прошлом веке у компаний имелось огромное количество возможностей, но все вокруг зацикливались на «размерах»: в той экономике очевидным казалось преимущество крупных фирм, они-то в первую очередь и привлекали наибольшие инвестиции. Но сейчас эпоха «бесконечных возможностей» исчерпала себя, и речь идет давно уже не о искусственном росте, а о суровом выживании в условиях острой рыночной конкуренции, замедленного развития, низких доходов и перманентного кризиса. В дивном новом мире эра господства акционерных компаний подходит к концу. В последнюю четверть ХХ века их доля в американском ВВП, рынке труда и совокупной стоимости упала на 50%.

Читайте материал по теме: Инвестируйте в свою жизнь

У семейного бизнеса дела обстоят куда как веселее. Те качества семейного предприятия, которые сковывали его в прошлом столетии, теперь становятся главным источником его конкурентного преимущества, помогая быстро адаптироваться в условиях ожесточенной конкуренции, с которой сталкиваются все виды бизнеса. И в особенности семейные предприятия могут обеспечить себе устойчивое конкурентное преимущество в пяти ключевых областях:

Таланты: от массовой занятости к делу жизни

В ХХ веке успех компании в значительной мере зависел от ее способности нанимать, обучать и удерживать все большее количество сотрудников. То была эра штатных специалистов, трудившихся за приличную зарплату и пенсионный план. За это человек готов был платить своей компании едва ли не пожизненной лояльностью. В современной экономике знаний успех предприятия зависит от умения находить, вдохновлять и сохранять в компании только самых талантливых. Организации вынуждены предлагать сотрудникам новой формации нечто большее, чем хорошую зарплату и другие выгоды, требуется «высшее призвание» или «дело жизни» — что-то, придающее смысл отношениям именно с этой фирмой. Недавнее исследование Bain & Company позволило сформулировать: «Сотрудники готовы усердно работать, если верят в миссию и ценности своей компании. Больше нельзя надеяться только на оклад или перспективы карьерного роста».

Много писали о ценностно-ориентированной культуре, но основной носитель ценностей — семья, поэтому семейный бизнес дает возможности вплетать их непосредственно в ткань организационной культуры. Наш опыт показывает, что работа рядовых сотрудников бок о бок с «хозяевами» фирмы заметно укрепляет лояльность персонала и усиливает столь важное сознание всеми членами коллектива миссии своей организации.

Инвестиции: от чужих денег — к семейному капиталу

В экономике капитал — это кровь, обеспечивающая существование. Пока были возможности для непрерывного роста, спрос на капитал всегда был крайне велик. Однако в современной экономике качество стало важнее количества. Внешние инвесторы начинают давить на компанию, требуя немедленной отдачи, и разрушают тем самым систему ее корпоративных ценностей. Обзор предпринимаемых действий финансовых директоров крупнейших акционерных компаний показал, что 78% этих руководителей способны принимать губительные для корпоративной культуры предприятия решения, лишь бы выполнить квартальный план.

У семейного бизнеса таких проблем нет, поскольку капитал в нем также семейный и в чужой карман уж точно не уйдет. Владельцы мыслят на долгосрочную перспективу, в рамках десятилетий, а не ближайшего года или квартала. Им не нужно угождать кому-то за пределами собственной компании, поэтому они принимают решения с расчетом на сохранение устойчивых экономических ценностей. Капитал в семейном предприятии — это в первую очередь деньги ее членов, поэтому не приходится волноваться о необходимости выплачивать дивиденды неизвестным людям, владеющим акциями предприятия (как это происходит с акционерными обществами), достаточно удовлетворять текущие потребности совладельцев — этим обуславливается низкая стоимость капитала в семейной фирме. Более того, поскольку рискует такой бизнес только собственными деньгами, владельцы семейных компаний весьма осторожны в тратах и такая самодисциплина становится огромным конкурентным преимуществом в эпоху, когда бурный рост едва ли возможен.

Репутация: от сиюминутной выгоды — к общественному благу

В ХХ веке было не так много каналов (в том числе буквально каналов на телевидении), с помощью которых компании могли создавать себе репутацию, и потому крупнейшие компании контролировали все эти ходы и выходы. Милтон Фридман имел в 1970 году серьезные основания утверждать, что «единственная общественная обязанность» бизнеса — наращивать прибыль. В экономике XXI века стандарты заметно повысились. Один клиент говорил мне: «Прежде недовольный покупатель писал в фирму письмо и на этом все. Теперь он фотографирует злосчастный товар, выкладывает картинку в фейсбук*е и сеть взрывается. Приходится работать на опережение, чтобы спасти свой имидж».

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Семейный бизнес имеет большую фору в этой «борьбе за репутацию»: семья владельцев обычно тесно связана с теми сообществами, где действует предприятие, и семья дорожит своей репутацией. Вложения в экономику своей области или страны имеют для семейного бизнеса не только экономический, но и общественный смысл. Так, один мой клиент построил в слабо развитом регионе гостиничный комплекс. Он мог бы доставлять туда все необходимое из других мест, но предпочел вложиться в местные фермерские хозяйства и покупать еду для постояльцев именно у них. В первые три года, а то и в первые пять лет это требует дополнительных расходов, но через двадцать лет эти инвестиции окупятся с лихвой. При наличии долгосрочной перспективы не приходится выбирать между сиюминутной прибылью и общественным благом.

Организация: от иерархии к гибкости

Крупнейшие компании ХХ века — бегемоты, левиафаны. Созданный Генри Фордом автоконцерн охватывал всю ценностную цепочку из конца в конец, он даже обзавелся пастбищами для овец, шерсть которых шла на коврики для сидений. Но главная задача XXI века — не управлять такими сверхмасштабными комплексными системами, а поспевать за переменами. Компаниям нужна теперь гибкость, способность адаптироваться и быстро, решительно действовать в ответ на меняющие условия рынка. Новая мантра: сокращаем дистанцию между командующим и передовой.

Семейный бизнес как нельзя лучше подготовлен к «быстрой реакции». В таких фирмах структура более чем простая (без многослойной иерархии) и подвижная, информация свободно поступает к руководителю и так же беспрепятственно распространяются решения, принятые начальниками. Зачастую руководство имеет прямую связь с сотрудниками, и хотя бизнес-лидеры на таких предприятиях не склонны делегировать полномочия, они умело и решительно мобилизуют всех. Кроме того, «закрытость» частной компании позволяет руководителю сосредоточиться на стратегии, не подчиняясь всецело ожиданиям рынка. При последнем опросе журнала Fortune среди гендиректоров ведущих компаний 84% респондентов заявили, что им было бы легче управлять компанией, будь она их собственной.

Управление: от разделения полномочий к вовлеченному управлению

Право принятия решений в больших акционерных компаниях передается топ-менеджменту, который обычно не является держателем контрольного пакета акций. В итоге владельцы предприятия отстранены от повседневного контроля, отчего возникает зазор. Традиционно принципом корпоративного управления считается согласование бизнес-целей с интересами акционеров, и, как правило, ради этого топ-менеджеров награждали пакетами акций. К концу ХХ века стало очевидно, что эта затея провалилась: когда топ-менеджеры стали совладельцами, их заработки многократно умножились и появился стимул подтасовывать данные по дивидендам: позорище Enron — самый яркий тому пример.

Проблема отношений «принципала» и «агента» (как их любят формулировать в бизнес-литературе) в семейном бизнесе снята с повестки дня благодаря вовлеченному управлению. Совладельцев тут гораздо меньше, и они в состоянии следить за делами компании, в отличие от акционерного общества, где число совладельцев может исчисляться сотнями тысяч. К тому же когда бизнесом руководят члены семьи, владеющие существенной его долей, гораздо легче согласовать интересы менеджмента и собственника.

Акционерные общества оставались основной формой ведения бизнеса для прошлого века, а значит, были наилучшим решением в конкретных экономических обстоятельствах. Но ситуация меняется, и семейный бизнес, обладая пятью перечисленными выше преимуществами, вполне способен превратить XXI век в столетие частных семейных предприятий.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.