Порочный круг буллинга
Ирина Пешкова
Усиливается ли травля в детских коллективах, если уровень агрессии в обществе возрастает? Есть ли у людей врожденная склонность к буллингу? Как защититься от нападок начальника и коллег? Профессор социологии, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Даниил Александров рассказывает о причинах и инструментах буллинга в российских школах и компаниях.
«Большие идеи»: Как распознать буллинг?
Даниил Александров: Буллинг — это ситуация, в которой жертва неоднократно и в течение длительного времени целенаправленно подвергается негативным действиям со стороны одного или нескольких преследователей, или само агрессивное поведение, которое характеризуется постоянством, целенаправленностью и неравенством сил нападающей стороны и жертвы. Важно, что целенаправленность и намеренность не требуют полной осознанности и рефлексии, мы все знаем, как люди сгоряча, в пылу ссоры, не задумываясь, могут выбирать для оскорбления самые «болевые точки» — достаточно представить себе острый конфликт между супругами. Постоянство не означает частых действий, но они должны повторяться систематически, так как вряд ли мы станем считать травлей пару случаев насмешки. А вот когда человек постоянно шутит над одним и тем же, понятно, что он намеренно бьет в одну цель. Неравенство сил не означает большого перевеса в силе, но это ключевой момент для понимания, что такое буллинг.
То есть при буллинге всегда есть выделенная жертва?
Да, если, к примеру, в классе все друг с другом дерутся или начальник на всех накричал, а отдельной выделенной жертвы нет, то агрессия есть, а буллинга нет. Когда мы начали исследовать феномен травли в школе, то увидели, что дети четко схватывают разницу между «мы подрались» и «меня побили». «Подрались» — это взаимное симметричное действие, в котором нет жертвы.
Есть ли существенная разница между травлей, буллингом и харассментом?
Ученые выделяют разные категории нежелательного поведения, вызывающего стресс у жертвы. Но эмпирические исследования показывают, что в обычной жизни люди не замечают большой разницы между харассментом, буллингом или явлением, которое можно описать как incivility at work (неучтивость, грубость на рабочем месте). И тем более нет таких различий на уровне организации: если общий психологический климат позволяет унижать подчиненных, то, скорее всего, в этой компании и начальники будут приставать к женщинам, добиваясь от них интимных отношений. Так же и в школе: если учителя кричат на детей и унижают их при всем классе, то дети будут травить друг друга и драться.
Каковы причины травли в коллективе?
Одна из причин — социальная: борьба за власть, статус и ресурсы. Травля — инструмент этой борьбы. Вторая — психологическая, в частности реакция на дистресс. Есть такое выражение: меня сечет мать, а я секу палку. У животных хорошо изучена смещенная реакция на агрессию: раздосадованные звери или птицы, которые не в состоянии ответить преследователю, будут реагировать деструктивно, разрушая что-то или нападая на более слабых. Люди — те же животные, у которых есть такое же желание выместить стресс на ком-либо. Правда, отличие человека в том, что его сдерживают культурные нормы, но сама основа в человеческой природе заложена.
Третья причина — обучение агрессивному поведению. Дети изначально обучаются не только речи, но и сценариям поведения. Известный психолог Альберт Бандура показал, что люди учатся вести себя через наблюдение и повторение. Если мы видим, что настоящий герой в жизни или в кино достигает успеха за счет того, что ведет себя напористо или даже воинственно, мы будем считать, что такие формы поведения ведут к успеху. Если ребенок наблюдает агрессивное проявление чувств родителей в семье (скажем, они бурно выясняют отношения друг с другом и с ним самим), он также будет склонен к подобному поведению. А если агрессия поощряется, то это формирует представление о том, что агрессивное поведение — вариант нормы. Это не значит, что люди, насмотревшиеся боевиков, всегда будут агрессивно себя вести, так как многие все же умеют сдерживаться, но примеры не только формируют сценарий поведения, но и нормы, разрешающие агрессию.
И, наконец, четвертая причина — поощрение агрессии в поведении. Известно, что агрессивное поведение в умеренной форме делает человека более популярным и успешным. Эту закономерность легко объяснить от противного: очень стеснительный человек, боящийся высказать свое мнение, скорее, будет пользоваться меньшим успехом в коллективах. Дети это быстро улавливают, но часто не замечают, как пересекают тонкую грань между популярностью и неприятием: их начинают бояться, а они думают, что их продолжают любить.
Можно ли выделить основные инструменты буллинга?
В раннем детстве есть две основные формы: неприкрытая физическая агрессия и отказ от общения. У детей, в отличие от взрослых, слабое торможение (взрослые уже натренированы и могут сдержаться, чтобы не подраться). Это слабое торможение и оказывается той естественной основой, на которой формируется школьный буллинг.
Когда дети в какой-то момент обнаруживают, что агрессия им выгодна, она становится инструментальной. Постепенно в ходе развития у детей физическая неприкрытая агрессия сменяется словесной и непрямой или косвенной (когда, например, человека просто не замечают). В школе мы уже различаем физическую и вербальную агрессию (издевки, обзывания), а также кибербуллинг (рассылка провокационных фото, секретные чаты и проч.). В младших классах больше прямой, физической агрессии, в старших — косвенной. Кибербуллинг обычно чаще встречается в средней школе, а в младшей — детям проще подраться. В выпускных классах таких глупостей, как тайная фотография, сделанная в туалете и затем отправленная в соцсети, как правило, уже не бывает.
Какие формы агрессии люди используют на работе?
Можно кратко перечислить основные инструменты офисного буллинга, причем какие-то будут свойственны начальникам, а какие-то встречаться только между коллегами. Прежде всего, это необоснованные обвинения, постоянная и жесткая критика, принижающие отзывы. Представьте себе, что на совещаниях кто-то из коллег или начальников регулярно говорит вам: «Ну что вы всякие глупости несете, лучше помолчите». Также это невербальные техники — например, пугающее поведение и угрожающие взгляды (начальник всем улыбается, а на вас смотрит пристально и злобно). Кроме того, это придумывание правил на ходу для конкретного человека и вообще любые произвольные награды и несправедливые наказания. Сюда можно добавить изоляцию человека, когда его не замечают ни как личность, ни как профессионала. И, конечно, сплетни и слухи с негативным содержанием и использованием конфиденциальной информации. Одна из форм буллинга — намеренное повышение нагрузки, заведомо приводящее к неудачам, а потом к обвинениям: начальник взваливает на кого-то больше работы, чем на остальных, не поощряет за достижения, а только требует отчета, критикует и дает новые задания.
Офисный буллинг самый изощренный: люди не могут просто подраться, а психологический стресс при отсутствии физической нагрузки может быть очень сильным.
Различаются ли показатели буллинга в нашей стране и в мире?
Если говорить о школах, то показатели буллинга в России не выше и не ниже средних европейских. Тут допустимо опираться на проверенные данные, полученные в ходе научных исследований, в том числе в моей лаборатории. А вот серьезных эмпирических исследований буллинга в отечественных компаниях пока не проводилось, поэтому я могу делать только косвенные выводы, принимая во внимание особенности традиционной корпоративной культуры и жизни в стране в целом.
Нужно учитывать три особенности нашей действительности. Во-первых, многие сограждане живут в бедности, испытывают постоянный стресс и не знают, что их ждет в будущем. Напряженная жизнь приводит к агрессии. Во-вторых, у нас непростой климат. Мой норвежский коллега изучил влияние климата и длины зимней ночи на уровень буллинга на работе и сопоставил результаты с данными других стран. В итоге он сделал вывод: чем мягче климат, тем менее агрессивны люди. Крайние северные районы Норвегии и Швеции отличаются более высокими показателями буллинга, чем южные районы этих стран. В регионах с очень холодным или очень жарким климатом буллинга больше. В России климат местами суров и непосредственно воздействует на эмоциональное состояние людей.
Третья особенность связана с взаимоотношениями людей на работе. Голландский ученый Герт Хофстеде в своих трудах по менеджменту и организационной культуре писал о таком показателе, как дистанция власти (это признаваемая или допустимая степень неравенства между людьми с точки зрения влияния на принимаемые решения). В нашей стране дистанция между начальником и подчиненным — одна из самых больших в мире, наряду, например, с Белоруссией и Малайзией. В то время как в других странах, таких как Германия, Канада, Мексика и даже Иран, этот показатель в разы ниже. Как это сказывается на уровне буллинга? Науке известно, что в странах, где очень большая дистанция, начальники, как правило, буллят своих работников. Достаточно вспомнить, что российские руководители зачастую тыкают подчиненным и обращаются к ним по имени, а подчиненные к начальникам обращаются в основном на «вы» и по имени и отчеству. Соответственно, именно начальники в России нередко агрессивны и токсичны, и сотрудники либо выслуживаются перед ними, либо объединяются, чтобы «дружить» против руководителя. В странах же, где начальник и подчиненный на короткой ноге, боссы реже буллят работников, впрочем, это все равно не уберегает коллективы от горизонтальных офисных интриг и конфликтов.
Бывает ли врожденная склонность к буллингу?
Не существует единого гена агрессии, хотя, конечно, есть наследственные факторы, увеличивающие риски агрессивного поведения. Другими словами, есть множество генов, которые через сложные нейробиологические механизмы влияют на поведение человека. Воздействие каждого такого гена минимально, но их сочетание в редких случаях может приводить к тяжелым состояниям агрессивной психопатии, которые лечатся только клинически. То есть люди могут иметь врожденные особенности, с которыми сложно справиться простыми методами воспитания, но это встречается очень редко.
Но даже если у человека есть наследственные характерологические особенности, их реализация зависит от условий среды. Есть пример, когда близнецы были разделены в раннем детстве и воспитывались в разных семьях. Когда они выросли, один стал преступником, другой — успешным бизнесменом. Ученые, изучавшие их, поняли, что у обоих в сильном характере, можно сказать, заложено неподчинение авторитетам. Но в каждом случае наследственность реализовалась через влияние среды: тот, кто вырос в благополучной семье, попытался работать служащим в компании, но после всех конфликтов стал самостоятельным предпринимателем, а тот, кто рос в менее благополучной среде, после всех конфликтов с законом стал опытным преступником.