«От кризиса в авиации выиграет Amazon. Да-да, сюрприз!» | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«От кризиса в авиации выиграет Amazon.
Да-да, сюрприз!»

Что ждет авиационную отрасль после пандемии

«От кризиса в авиации выиграет Amazon. Да-да, сюрприз!»
Фото: Spencer Platt/Getty Images

читайте также

Три урока для продвинутых менеджеров

Дейвенпорт Томас,  Дэвидсон Кэти,  Лайер Бала,  Молинский Андрей

Пять антикризисных мер для бизнеса

Евгений Бутман

Успех зависит не от личностей

Мартин Хаас,  Мортенсен Марк

Приучите себя не потакать подхалимам

Маршалл Голдсмит

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, пожалуйста, поддержите HBR Россия, оформив подписку.

Борьба с вирусом SARS-CoV-2 ударила по мировой экономике, но ни одна отрасль не пострадала от нее так сильно, как авиация. В США у всех крупнейших перевозчиков резко снизились и число пассажиров, и выручка. В 2019 году Управление транспортной безопасности США ежедневно досматривало около 2,5 млн пассажиров, — иногда чуть больше или меньше, в зависимости от дня недели. А в апреле 2020 года число пассажиров составляло 90-130 тысяч в день.

Чтобы поговорить о вызовах (и возможностях), которые ждут авиацию, Harvard Business Review пригласил Джона Остроуэра, главного редактора журнала The Air Current; Кортни Миллер, главного аналитика The Air Current; а также Дэна Маккоуна и Алана Льюиса, исполнительных директоров бостонской компании L.E.K. Consulting, которая консультирует крупнейшие авиалинии.

Это самый большой кризис в истории авиации?

Джон Остроуэр: Да.

Алан Льюис: Нет, далеко не самый.

В письмах своим акционерам крупные авиакомпании включали пандемию в список главных угроз и рисков. Возможно, им стоило предвидеть этот кризис и лучше к нему подготовиться?

Дэн Маккоун: Действительно, пандемия — это не классический «черный лебедь»: многие предсказывали, что рано или поздно она случится. Но я не думаю, что к пандемии можно было полностью подготовиться. Это очень масштабный кризис.

Кортни Миллер: Я согласна. Любой CEO, который бы решил запастись наличными, чтобы подготовиться к этому кризису, быстро стал бы бывшим CEO.

Остроуэр: А я немного не согласен. Разные авиакомпании на момент начала кризиса имели разные стратегии, и мы увидим, к чему это приведет их. Например, в Lufthansa считают, что лучше готовы к таким кризисам, потому что самолеты находятся у них в собственности, а значит им нужно обслуживать меньший долг. Время покажет.

Уже второй раз за мою жизнь крупным авиакомпаниям США приходится просить финансовой помощи у государства. Не указывает ли это на структурные проблемы — например, на то, что акционеры поощряют ошибки менеджеров?

Миллер: Не думаю. В последние годы было много разговоров о том, что авиакомпаниям стоило бы накопить как можно больше наличных вместо того, чтобы выплачивать дивиденды или заниматься выкупом акций. Но без доходов бизнес не может себя содержать. Я не представляю, как авиакомпании могли бы пережить этот кризис без государственной помощи — каким бы ни был их подход к менеджменту.

Маккоун: Я бы добавил, что государство не просто так поддерживает авиакомпании, ведь они играют огромную и очень важную роль в национальной и экономической безопасности.

Двое из вас (Маккоун и Льюис) написали книгу о небилетной выручке авиакомпаний. Есть ли у авиакомпаний необычные источники потенциальной выручки прямо сейчас?

Маккоун: Традиционный источник небилетной выручки — это исключение услуг из цены билета с последующей отдельной продажей: например, п лата за провоз багажа, выбор места и так далее. Очевидно, сейчас это почти не приносит денег, ведь пассажиров очень мало. Вместо этого авиакомпании пытаются найти новое применение своим самолетам: например, перевозят грузы, медицинские товары и врачей.

Более интересный вопрос — как авиакомпании будут генерировать выручку, когда спрос на услуги авиакомпаний восстановится. Какие дополнительные услуги и опции они будут предлагать? Например, возможно, пассажиры смогут заплатить за то, чтобы среднее кресло было пустым — для социального дистанцирования? Или могут появиться «успокоительные» опции: гарантии, что авиакомпания поможет вам в случае отмены рейса или введения карантина. Здесь нужно понять, за что клиенты готовы будут доплачивать, а каких мер будут ожидать от авиакомпаний бесплатно.

Неужели кто-то будет готов летать в средних креслах?

Миллер: Конечно, полеты в средних креслах можно запретить, но тогда треть самолета будет пустовать, и максимальная загрузка самолетов составит 66%. Как долго авиакомпании будут готовы это терпеть? Бессрочной такая мера точно не станет.

Жаль — я надеялся, что после этого кризиса летать станет приятнее.

Льюис: Появятся новые меры безопасности. В некоторых азиатских странах, где полеты уже возобновились, стюарды работают в перчатках и масках и вообще меньше взаимодействуют с пассажирами. Кроме того, используется больше одноразовых вещей. Emirates провели в Дубае пилотный рейс, все пассажиры которого были протестированы на Covid-19 — но пока неясно, можно ли будет быстро тестировать таким образом пассажиров всех рейсов.

В более долгосрочной перспективе появятся новые гигиеничные технологии и меры: кресла, управляемые с телефона по Bluetooth, которые могут сами откинуться или убрать столик; бесконтактные туалеты; более строгие правила посадки, которые помогут избежать столпотворения в проходах. В аэропортах на таможенном контроле и выходах на посадку начнут действовать технологии отслеживания и распознавания лиц, так что сотрудникам и пассажирам не придется трогать посадочные талоны.

Остроуэр: Мне кажется, все эти изменения понравятся пассажирам. С другой стороны, пока авиакомпании будут испытывать финансовые проблемы, полеты могут быть скучнее, чем раньше. Например, Qantas уже отказались от развлекательного контента во встроенных в кресла экранах. Я думаю, многие урежут или отменят контракты с Голливудом на фильмы и сериалы и изменят правила пользования Wi-Fi. Авиакомпаниям придется экономить на всем.

Как на авиакомпании повлияет рост популярности платформ для виртуальных конференций? Может быть, люди так привыкнут к виртуальным встречам, что вовсе откажутся от полетов?

Маккоун: Наша компания L.E.K. Consulting подробно исследовала этот вопрос 10 лет назад, во время глобального финансового кризиса. Тогда мы пришли к выводу, что эта технология не окажет существенного влияния на авиацию. Но теперь все может измениться: возможно, изменение поведения окажется долгосрочным, ведь многие сейчас привыкают к Zoom и другим виртуальным платформам. В то же время в долгосрочной перспективе огромное количество людей продолжит летать. А личных поездок этот тренд почти не коснется.

Миллер: Возможно, компании будут отправлять на каждую встречу не по 10 человек, а только двух менеджеров по продажам, а остальные будут поддерживать с ними связь через Zoom. Это вероятный сценарий — нечто подобное мы увидели после 11 сентября.

Мы изучили, как появление новых технологий влияло на авиаперевозки. Например, когда появился факс, все ожидали, что он убьет отрасль экспресс-перевозок. Но такие компании, как FedEx, не просто выжили, а процветают. Хотя они и потеряли высокодоходный сегмент бизнеса, общие тренды роста складывались в их пользу. Я думаю, что нечто похожее случится и с авиаперевозками. Спрос вернется, но в новой форме.

Льюис: Zoom и другие платформы видеоконференций в первую очередь повлияют не на авиакомпании, а на рынок коммерческой недвижимости. Множество людей сейчас работают из дома, и не все они вернутся в офисы.

Что в будущем ждет региональные авиалинии — небольших перевозчиков, которые обслуживают локальные рынки?

Миллер: Всем сейчас тяжело. Но региональным авиакомпаниям, которые осуществляют рейсы больших линий, например, независимым регионалам вроде Skywest и Republic, все же немного легче. Дело в том, что контракты с крупными компаниями защищают их от значительной части рисков при просадке рынка. Рейсов станет меньше, и крупные компании перейдут на более маленькие и дешевые машины — ближнемагистральные самолеты, принадлежащие региональным компаниям. Большие лайнеры дешевле в расчете на место — но это не имеет значения, если места нельзя заполнить. Авиакомпании уже начинают отказываться от больших широкофюзеляжных лайнеров: они просто не ожидают, что те могут понадобиться им в краткосрочной перспективе. А ближнемагистральные самолеты им понадобятся.

Маккоун: Я бы сделал оговорку: большинство региональных игроков зарабатывают благодаря тому, что летают в хабы крупных авиакомпаний. Но рынки, обслуживаемые преимущественно региональными самолетами, сильно пострадают от снижения числа рейсов.

У меня накопилось много миль. Они никуда не пропадут?

Миллер: Программы лояльности вообще и перепродажа миль финансовым компаниям в частности — важный источник дохода для многих авиакомпаний. Например, на контракте с American Express авиакомпания Delta заработала в 2018 году $3,4 млрд. Если вы часто летали и накопили много миль, не волнуйтесь: они не сгорят. Несколько лет назад ряд авиакомпаний и вовсе обанкротились, но на милях пассажиров это все равно не отразилось.

Льюис: Авиакомпаниям нужно, чтобы клиенты сохранили свои карты с накопленными милями и продолжали тратить по ним деньги. Если пассажиры сочтут, что мили потеряли свою ценность, и выберут другие бонусы, для авиакомпаний это станет серьезной проблемой. Поэтому я удивлюсь, если вы не найдете хороших возможностей для их траты — по крайней мере, в краткосрочной перспективе, когда у нас снова появится возможность путешествовать.

Остроуэр: Проблема в том, что из маршрутной сети пропало множество рейсов. Чем меньше становится сеть, тем сложнее попасть без пересадок из точки А в точку Б. Так что, хотя бизнес-класс останется доступен, многие рейсы будут включать две-три пересадки. Такова новая реальность.

Кто выиграет от кризиса в авиации?

Остроуэр: От кризиса в авиации выиграет Amazon. Да-да, сюрприз! Авиакомпании будут сокращать свой флот и избавляться от широкофюзеляжных лайнеров. Эти лайнеры будут переоборудованы под грузоперевозки и проданы таким компаниям, как Amazon. Избыток предложения сделает самолеты дешевле, чем воспользуются не только Amazon, но и растущие грузовые компании — например, национальная почтовая служба Китая. Кризис уже доказал, что интернет-торговля и доставка очень важны для авиации как отрасли.

Беседовал Ибен Харрелл, старший редактор Harvard Business Review.