Как подготовиться к возвращению в офис | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как подготовиться к возвращению
в офис

Пять шагов, которые помогут вернуться к нормальной жизни

Автор: Рон Каруччи

Как подготовиться к возвращению в офис
Иллюстрация: Maria Hergueta

читайте также

Почему удаленные сотрудники более (да, более!) преданы общему делу

Скотт Эдингер

Союз мудрости и воли

Елена Евграфова

Что нужно знать о ведении бизнеса в Иране

Мэттью Спивак

Поделитесь харизмой

Гусинская Ирина

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

В ближайшее время карантинные ограничения во многих странах будут смягчены, и компании начнут возвращать людей в офисы. Многие этому рады, потому что устали сидеть дома, но если вас это скорее тревожит, знайте: вы не одни. 70% участников опроса, проведенного PwC, сказали, что не скучают по офису, и у этого есть несколько главных причин. 51% говорят, что дело в первую очередь в страхе подхватить вирус. Другие также боятся пользоваться общественным транспортом, а кому-то не с кем оставить дома детей.

Эти страхи вполне рациональны и предсказуемы. Как бы сложно нам ни было переходить на удаленную работу, возвращаться в офис будет еще сложнее. Дело отчасти в том, как наш мозг справляется с неожиданными изменениями. Несколько месяцев назад, когда мы начинали работать из дома, у нас почти не было прецедентов. Никто не знал, как превратить столовую в офис, а подвал — в учебный класс для ребенка. Мы как будто потерялись в неизвестности, — и нас захлестнул адреналин, придав нам креативность и изобретательность. В конце концов мы адаптировались к новым условиям. Творческий подход — это всегда приятно, даже если он вызван необходимостью и стрессом. Когда мы впервые решаем незнакомую задачу, то чувствуем гордость — не только за сам результат, но и за то, что смогли преодолеть свой страх и неопытность.

Но возвращаясь в офис, мы рассчитываем встретить там знакомую рутину. У нашего мозга есть режим автопилота: готовые решения, которые помогают нам справляться с рутинными задачами с минимальными усилиями. Именно благодаря ему мы можем доехать до офиса и сами этого не заметить. Но теперь, когда ваш мозг попытается перейти на автопилот, он натолкнется на изменившуюся реальность — и может быть, вы «потеряетесь в известном». Новое место для парковки, проверка температуры на входе, переставленный рабочий стол, полтора метра до соседа по очереди за кофе, маски — вот только несколько возможных нововведений, которые будут противоречить вашим ожиданиям. Может быть, вы привыкнете к ним за десять секунд — но на каждое перестроение все равно нужны огромные умственные усилия, и в первые недели их придется совершать довольно часто.

Вот несколько приемов, которые помогут вам подготовиться к возвращению в офис, свести стресс к минимуму и адаптироваться как можно быстрее.

Следите за своей тревожностью. Возможно, вы хотите спрятать свое волнение и проявить оптимизм и уверенность перед лицом неизвестности — а может быть, и сами не догадываетесь, как плохо скрываете свои чувства. Если у вас есть хоть немного тревоги по поводу возвращения в офис, вы можете скрывать или показывать ее, но главное — обращайте на нее внимание и найдите, с кем ее можно обсудить. Если не хотите говорить об этом с начальником, обратитесь к кому-нибудь из HR-отдела или сходите к коучу или терапевту.

Неотрефлексированная тревожность может привести к проблемам как со здоровьем, так и с важными отношениями. Например, у вас может появиться бессонница, склонность к перееданию или желание всегда строго соблюдать правила, чтобы сохранить какое-то чувство контроля. Сотрудница одной из компаний, с которыми я работаю, так волновалась после возвращения в офис, что начала контролировать, чтобы все строго соблюдали правила ношения масок — конечно, остальных это только раздражало. Какую бы форму ни принимал ваш дискомфорт, всегда старайтесь видеть и разрешать его.

Наберитесь терпения и будьте гибкими. Вероятно, правила изменятся еще не раз. Компания должна адаптироваться к новой информации и меняющимся условиям, иногда импровизируя на ходу и ошибаясь. Сохраняйте терпение и гибкость, чтобы при каждом таком изменении не раздражаться и не нервничать. Постарайтесь не думать, что ваше начальство «само не знает, что делает». Когда компания учится чему-то новому, это, как правило, хорошо — даже если приходится приспосабливаться на ходу.

Скорее всего, ваш мозг будет и дальше искать знакомые маршруты, которые можно пройти на автопилоте — и вы удивитесь, как быстро он приспособится к новым условиям. Но постарайтесь не расслабляться слишком быстро. Например, всего через три дня после того, как вы привыкнете к новому времени начала работы, оно может измениться снова. Будьте к этому готовы, и тогда такие изменения не будут вас так раздражать.

Наконец, проявите сочувствие к своему начальнику — особенно если вам кажется, что он не слишком хорошо справляется с работой. Поймите, что начальству тяжело вдвойне: оно должно не только привыкнуть к новым условиям само, но и помочь вам. Пока мы не разберемся, как теперь нужно жить и как сохранять продуктивность и безопасность, всем нам нужна дополнительная эмпатия и гибкость. Будьте уверены: когда все приспособятся к новым условиям, жить станет проще.

Поймите, чего от вас ждут другие. Мы склонны вешать на людей ярлыки, чтобы избавиться от неприятного чувства неопределенности — причем чем хуже мы понимаем ситуацию, тем быстрее вешаем ярлыки и тем примитивнее они становятся. Это касается всех — и начальников, и простых сотрудников. Но люди могут прийти к неправильным выводам о ваших способностях, потребностях и мыслях. Исправляйте их ошибки: при необходимости старайтесь вежливо, но твердо постоять за себя. Например, если вы пока не знаете, с кем оставить детей или как организовать их обучение, скажите об этом начальнику и, если нужно, попросите о гибком графике. А если вы боитесь за свое здоровье, вежливо выскажите свои опасения — но так, чтобы они не выглядели ультиматумом или обидой.

Если вы — руководитель, ваши сотрудники думают, что вы знаете все о новых правилах и протоколах, так что будут задавать вам вопросы, хорошего ответа на которые не существует вовсе. Постарайтесь всегда отвечать на них честно — ведь это залог хорошего руководства. Заранее предупреждайте сотрудников обо всех новых изменениях и объясняйте им, что вы делаете, чтобы оставаться в курсе событий. Разберитесь с чужими ожиданиями, чтобы они не стали еще одной проблемой, — ведь у вас и без того хватает проблем.

Радуйте коллег. Один из лучших способов сгладить возвращение в офис — сделать жизнь сотрудников приятнее. Заводите разговоры, которые позволят сотрудникам проявить легкомысленность. Например, одна компания, с которой я работал, решила обсуждать на еженедельных собраниях проблемы и неожиданные радости удаленной работы — эту практику легко перенести и в офис. Забавные и воодушевляющие истории могут заново объединить коллектив. Покажите сотрудникам, что вы делаете все возможное, чтобы никто не чувствовал себя одиноко — и они будут вам благодарны.

Придумайте креативную замену объятиям и рукопожатиям, которыми вы так привыкли обмениваться. Когда кто-нибудь нечаянно забудет надеть маску или у кого-то включится старый автопилот, не ругайте его, а по-доброму посмейтесь над ситуацией. Если ваш коллектив не слишком сплочен, воспользуйтесь случаем, чтобы перейти на новый уровень доверия. Все это не избавит вас от стресса борьбы с пандемией, но сделает жизнь чуть приятнее, — сначала для других, а в потом и для вас самого. 

Помните о главной задаче. Каким бы ни оказалось будущее, в нем будет множество новых возможностей и проблем — и многие из них будут у вас под контролем. У каждого из нас будущее будет своим: наши успехи и неудачи не всегда будут совпадать с чужими. Но что нам точно подвластно, так это собственная реакция на изменения и то, как мы поддерживаем других. И если вы чувствуете, что теряете оптимизм, постарайтесь его вернуть.

Например, задумайтесь вот о чем: «Если через год меня спросят, как пандемия COVID-19 изменила меня к лучшему, как бы я хотел ответить?» Какие бы неприятности вы ни пережили, реакция на них зависит только от вас. Думайте о новых возможностях каждый день, чтобы подпитывать от них свою надежду, когда она вам нужна.

Мы живем в беспрецедентное время и пока не можем даже представить, как эта пандемия изменит мир. Впереди нас ждут не только проблемы, но и множество уникальных возможностей — и от каждого из нас зависит, какую роль мы сыграем в этой истории. Значение слова «вместе» менялось во время эпидемии уже много раз — и теперь, когда мы возвращаемся в офисы, изменится снова. Что вы сделаете для того, чтобы оно оказалось более позитивным?

Об авторе. Рон Каруччи (Ron Carucci) — соучредитель и партнер компании Navalent, которая консультирует топ-менеджеров по вопросам управления изменениями, автор восьми бестселлеров.

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.