Гибкий рецепт для турбулентного мира | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости

Гибкий рецепт для
турбулентного мира

Как подготовить бизнес к постоянным переменам

Автор: Андрей Скорочкин

Гибкий рецепт для турбулентного мира
kike vega/Unsplash

читайте также

Конкурс для сотрудников компании Sun InBev

Путь к сердцу покупателя лежит через данные

Дриест ден ван Фрэнк,  Станунатан Стэн,  Уид Кейт

Искусственный интеллект не cможет заменить жизненный опыт

Дороти Леонард,  Уолтер Суоп

Чтобы не было мучительно больно...

Роберт Стивен Каплан

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

Меняется эпидемиологическая обстановка. Меняется курс рубля. Меняется спрос на рынках. Деловой климат. Отраслевые стандарты. Технологии. Требования к информационной безопасности. Удивительно, но перемены стали для бизнеса единственно возможной стабильностью: можно с абсолютной уверенностью сказать, что завтра все будет не так, как вчера. В такой ситуации единственный способ сохранять устойчивость — достичь гибкости, чтобы компания могла быстро адаптироваться к любому внешнему изменению.

Этот тезис уже подтверждается цифрами. Исследование Accenture Future Systems Research показало, что технологичные компании с гибкими подходами к управлению более устойчивы, чем компании с традиционными моделями. В разных отраслях это выражается по-разному: например, в рознице «разрыв» между лидерами и аутсайдерами составляет более 40%, тогда как в Hi-Tech (где большинство компаний не имеют «унаследованных» моделей управления) — всего 18%.

Но что такое «гибкость» бизнеса? В чем она выражается и как ее достичь? На мой взгляд, гибкий бизнес нужно выстраивать на трех уровнях: организационно-процессном, культурном и технологическом. Вот несколько практических советов, которые помогут сделать бизнес более адаптивным.

Дифференцируйте модель управления

Используйте разные стратегии и модели управления для разных сегментов своего бизнеса. Все источники дохода компании можно разделить на три категории.

В первую войдут так называемые «стареющие активы»: они приносят все меньше денег, однако позволяют поддерживать уровень оборота и занятости, а также могут быть важными с имиджевой точки зрения. Для таких частей бизнеса важно добиваться максимальной экономической эффективности и минимальных затрат, однако существенные инвестиции в развитие, скорее всего, не имеют смысла.

Например, в медиаиндустрии к таким активам могут относиться бумажные журналы: их ценят консервативные подписчики и часто приятно полистать в офисе или дороге, они важны для издательских домов, любимы и для миллионов остаются доверенным источником информации. Однако у большинства из них все меньше рекламодателей из-за невозможности измерить эффективность рекламы, и в тренд на персонализацию работы с читателем они вписаться объективно не смогут.

Вторая группа активов — зарабатывающие (в некоторых источниках их называют «дойными коровами»). К ней относится развитый бизнес, который приносит основную часть прибыли компании. Этот бизнес требует инвестиций в обновление бизнес-модели и поиск новых источников дохода. Их цель — поддерживать релевантность для клиентов, изменяться быстрее конкурентов и как можно дольше не позволять активу превратиться в «стареющий».

В примере с медиаиндустрией таким бизнесом будет онлайн-издание. Издатели и редакции постоянно следят за тем, чтобы статьи в них привлекали читателя и дочитывались; анализируют, где читатель теряет интерес; инвестируют в обновление верстки и алгоритмов подбора дополнительных материалов.

К третьей категории активов относятся новые виды бизнеса. Они, как правило, требуют инвестиций венчурного характера, новых моделей управления, свежего взгляда. Как раз для выращивания и масштабирования такого рода идей, компании создают корпоративные акселераторы, экспериментируют с новыми методами управления, активно работают с партнерской экосистемой. В примере со СМИ одним из вариантов такого актива может быть площадка, которая постоянно анализирует профиль читателя и собирает ему информационную ленту, которая будет интересна в конкретный момент.

Эта часть бизнеса требует инновационных моделей и новых практик управления, но самое важное — креативных сотрудников, которые в состоянии развивать совершенно новые форматы.

Увеличивайте долю людей, заточенных под перемены

Очень условно все процессы в компании можно поделить на два профиля. В англоязычных источниках они называются «run» (в этом случае уместно перевести это слово как «эксплуатация») и «change» («изменения»). Большинство сотрудников сегодня оттачивают свои компетенции именно в первом: становятся хорошими исполнителями, а затем и менеджерами, работающими в рамках установленных процессов.

Проблема — особенно в крупных компаниях — состоит в том, что сложился серьезный дисбаланс между этими двумя функциями. Я очень часто слышу такую фразу: «Что вы все про изменения? У нас есть предприятие, им надо управлять!» Большинству людей не нравятся перемены и самое главное: никто не обучает сотрудников инициировать их. Наоборот, многие живут по старому принципу «инициатива наказуема».

Разумеется, в этом есть рациональное зерно, и люди профиля «run» очень ценны для компании. Однако для того, чтобы обеспечить гибкость, нужно планомерно наращивать долю сотрудников профиля «change» — тех, кто вовремя поймет, когда пора меняться, принесет свежие идеи и разработает новые модели.

Здесь стоит сделать две важные ремарки. Во-первых, «люди-перемены» часто несостоятельны в управлении стабильными, хорошо настроенными процессами, поэтому я говорю именно о балансе, а не о замещении. Во-вторых, не нужно пытаться «перестроить» хороших управленцев: лучше либо привлеките под процессы изменения молодых специалистов, либо найдите в своей команде тех, кому это будет изначально интересно.

Технологии: сократите зависимость от централизации

Одним из важнейших факторов, определяющих гибкость и адаптивность компании, является уровень ее технологической зрелости, потому что именно высокая зрелость и насыщенность цифровыми технологиями позволяет реализовать большинство решений. Даже если люди не готовы, процессы можно перестроить. Но если технологий не хватает, то и изменений, скорее всего, не получится.

Связано это с тем, что именно ИТ развиваются сегодня в мире быстрее всего: изменения бизнес-моделей и практик просто не успевают за технологическим развитием общества. Это очень здорово показала пандемия: компании, у которых не было правильно выстроенной инфраструктуры и настроенных удаленных рабочих мест, адаптировались к режиму самоизоляции гораздо сложнее и потеряли больше в том числе, от падения производительности труда, которую даже сложно оценить.

Важным элементом технологической гибкости станет отход от традиционных моделей информатизации в пользу построения «живых систем». В рамках этой концепции основным драйвером роста становятся технологии, которые помогают быстро адаптироваться к изменению потребностей внешних и внутренних клиентов и предлагать им гипер-релевантные товары и сервисы, нужные в конкретный момент. 

С точки зрения технологий в компании, это означает переход от традиционных централизованных ИТ-систем к платформенной логике и микросервисной архитектуре, которые позволяют быстро изменять и наращивать функциональность без длительных согласований ТЗ, разработок и интеграций.

Кроме того, технологии — это не только возможности, но и риски. Вполне вероятно, следующая «пандемия» будет не биологической, а техногенной. А это значит, что уровень зрелости и гибкости системы кибербезопасности не должен отставать от развития корпоративных информационных систем.

Разумеется, все это не исчерпывающий список того, что необходимо сделать для трансформации своей компании, чтобы достигать успеха в современном турбулентном мире. В рецепте также обязательно будут такие слова, как экосистемы, партнерства, интегрированные цепи поставок и совместное планирование, инклюзивная среда, распределенные команды и многое другое. Но первый шаг в этом направлении — признать саму необходимость повышения гибкости и адаптивности бизнеса не объемов продаж и выручки в моменте, а именно способности бизнес-модели к быстрой трансформации как базового фактора успеха. Без этого к постоянным переменам не подготовиться, а бизнес не сделать устойчивым и долгосрочным.

Об авторе. Андрей Скорочкин — управляющий директор Accenture Strategy в России.

 От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.