В поисках идей: новый выпуск | Большие Идеи
Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей: новый выпуск

В поисках идей: новый выпуск

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях ученых в области менеджмента и бизнеса. 

УДАЛЕННАЯ РАБОТА | ПРОЩАЙТЕ, СОВЕЩАНИЯ В ГАЛСТУКЕ И ПИЖАМНЫХ ШТАНАХ?

За время пандемии многие из нас привыкли выходить в рабочий Zoom, одевшись по-деловому только выше пояса. Исследование показало, что такой стиль практикуют 75% всех трудящихся на удаленке. Ритейлеры даже сообщали о серьезном падении продаж брюк относительно рубашек. Впрочем, новое исследование показывает, что подобная двойственность в одежде психологически, скорее, неприятна для человека.

Ученые попросили 177 участников первого, установочного, эксперимента провести рабочий день в любой привычной для них одежде — его показатели стали точкой отсчета. Затем каждый участник должен был один день проработать в том, в чем приезжал в офис, другой — в том, в чем ходил дома, третий — в офисном сверху и домашнем снизу (порядок дней мог быть любым). В конце каждого дня проводился опрос — он показал, что в небрежной одежде люди ощущают себя естественнее, чем в офисной или смешанной (и поэтому более вовлечены в рабочий процесс).

В следующем эксперименте принимало участие 238 человек. В первый день они были одеты так, как привыкли работать из дома. Во второй им был произвольно предписан один из трех перечисленных выше стилей. И снова естественнее и вовлеченнее всех оказались люди в неформальном наряде.

Символический подтекст, связанный с той или иной одеждой, влияет на психологический настрой, утверждают исследователи: если вещи адекватны ситуации, человек чувствует себя лучше, чем если они противоречат ей. Костюм «строгий верх — расслабленный низ» связан как с домом (где можно вести себя непринужденно), так и с работой (где надо выполнять задания), что вызывает внутренний диссонанс. При этом одеваться, как дома, полезнее, чем как на работе.

«Вопреки множеству мнений в соцсетях, работа в пиджаке и трусах, возможно, не так уж комфортна даже в пандемию, — заключают авторы. — Удаленка в домашней одежде способна дать человеку ощущение гармонии и принести и ему, и его организации больше выгоды». Работодателям, добавляют они, стоит задуматься о том, чтобы сознательно смягчить дресс-код для трудящихся дистанционно.

Об исследовании «Enclothed Harmony or Enclothed Dissonance? The Effect of Attire on the Authenticity, Power, and Engagement of Remote Workers», Erica R. Bailey, C. Blaine Horton, Adam D. Galinsky («Academy of Management Discoveries», готовится к выходу)

РАЗНООБРАЗИЕ | КАК ДОСТИЧЬ ГЕНДЕРНОГО ПАРИТЕТА НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОРГАНИЗАЦИИ

Часто приходится видеть коллективы, где на нижнем уровне мужчин и женщин поровну, но с каждой ступенью карь­ерной лестницы доля женщин падает. Решение подсказывает принцип гендерной пропорциональности: лидеры должны стараться, чтобы пропорция мужчин и женщин на каждом уровне была такой же, как на предыдущем. На диаграмме ниже показано, как это может работать.

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ | САМЫЙ ЧЕЛОВЕЧНЫЙ ЧАТ-БОТ

В работе с клиентом все чаще участвуют программы-собеседники, и многие компании стараются очеловечить их, присваивая имена, аватары и даже биографии с увлечениями и интересами. Но у этой антропоморфности есть обратная сторона. Пять исследований показали, что недовольство клиента обслуживанием проявляется тем ярче, чем больше, с его точки зрения, бот напоминает человека.

В рамках первого ученые проанализировали 34 639 бесед клиентов с чат-ботом глобальной телекоммуникационной компании. С помощью технологий анализа естественного языка они измерили, насколько раздражены были люди и как часто они называли бота по имени (то есть обращались к нему как к человеку). Как показали анкеты, даже при слабом уровне раздражения, «очеловечивание» бота снижало оценку клиентом качества общения. При этом каждый фактор по отдельности, то есть либо гнев, либо антропоморфность, не вызывал такого сильного эффекта.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать