Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Миллиарды вместо бережливости
Стив Бланк
Новый сервис коротких видеороликов NewTV (предполагается, что стартап станет доступен пользователям только в 2019 году и, возможно, еще поменяет название — прим. ред.) получил инвестиции в размере $1 млрд вдобавок к $750 млн, собранным для него материнской компанией WndrCo. NewTV создана Джеффри Катценбергом, возглавлявшим производство в Paramount, занимавшем должность председателя совета директоров Walt Disney Studios и являющимся одним из основателей DreamWorks. Недавно Катценберг пригласил Мег Уитман, бывшего CEO компаний HP и eBay, занять должность CEO NewTV. Стартап планирует зантересовать потребителей 10-минутными видеопрограммами для мобильных устройств по подписке и полагает, что пользователи предпочтут их полнометражным фильмам. Чтобы понять, что из этого может получиться, представьте себе микс YouTube и Netflix.
Ставка в размере почти $2 млрд сделана на ряд гипотез. Захотят ли потребители смотреть короткометражные программы для смартфонов? NewTV не будет производить собственный контент, а собирается покупать лицензии и заключать партнерские соглашения с традиционными производителями развлекательного контента. Смогут ли третьи стороны снять то, что люди захотят получить? Распространение контента NewTV будет зависеть от партнеров, например, телекоммуникационных компаний. Учитывая, что Verizon совсем недавно закрыла Go90, интересно, станет ли она заниматься распространением предложений Катценберга.
Но NewTV не планирует проверять свои гипотезы. Со штатом всего из 10 сотрудников, но почти с $2 млрд в банке она планирует сразу приступить к работе.
Такой подход — полная противоположность идеологии бережливого стартапа. И он может сработать. Почему? Потому что объем работы по выявлению новых потребителей и соответствию продукта рынку обратно пропорционален размеру и наличию венчурного капитала, вложенного в новое предприятие.