«Чуть-чуть диктатор»: зачем основателю стартапа совмещать разные стили руководства | Большие Идеи

・ Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Чуть-чуть диктатор»: зачем основателю стартапа совмещать разные
стили руководства

Какие стили руководства помогут новой компании добиться успеха

Авторы: Стивен Грей , Эндрю Найт , Маркус Баер

«Чуть-чуть диктатор»: зачем основателю стартапа совмещать разные стили руководства
Erik Dreyer/Getty Images

читайте также

Сила бэбибумеров: как сделать возрастных сотрудников преимуществом для бизнеса

Иан Коулберн

Социальная самоидентификация

Дмитрий Жуков

Как не стать Чичиковым

Клейн Леонид

Восемь советов тем, чья репутация испорчена сплетнями

Эмма Сеппала

Многие стартапы на первых порах развиваются хуже, чем могли бы, потому что их создателям не удается сформировать в коллективе атмосферу сопричастности, основанную на ощущении, что идея предприятия принадлежит «всем нам», а не только основателю. Когда у членов команды есть заинтересованность и они принимают на себя ответственность за результат, они более склонны к сотрудничеству, готовы брать на себя больше риска и даже жертвовать собой во имя общей цели. Когда же сотрудники не чувствуют общность с идеей, они быстро теряют мотивацию и продуктивность. Так как же основателям создать чувство коллективной сопричастности?

Для ответа на этот вопрос мы провели серию исследований при участии более 500 основателей стартапов и их сотрудников, отобранных нами на конкурсах для предпринимателей и университетских программах по запуску стартапов. Мы собрали множество количественных данных, говорящих об эффективности каждой компании, включая опросы и оценки инвесторов, а также проинтервьюировали учредителей и членов их команд. На основании проведенного исследования мы сделали вывод, что все основатели склонны к одному из трех стилей руководства, и выбранный ими стиль в значительной степени влияет на их успех.

Делегирующий

Основатели первого типа активно привлекают членов команды не только к оптимизации методов исполнения, но и к разработке самой идеи стартапа. Например, Сэм*, один из учредителей, с которым мы беседовали, возглавлял стартап по производству медицинского оборудования, в частности специфического хирургического инструмента для трансплантации почек. Вместо того чтобы ожидать от своих сотрудников исключительно реализации своей идеи, он часто просил их подумать о том, как можно улучшить дизайн разработанного инструмента. В ответ один из сотрудников предложил изменить конструкцию таким образом, чтобы инструментом можно было пользоваться и в рамках других хирургических операций, что расширило не только потенциальный рынок сбыта, но и социальное влияние компании. Вот что сказал один из членов команды: «Несмотря на то что Сэм два года работал над своим детищем, он не транслирует идею, мол, “Это моя задумка, а вы здесь простые исполнители”. Он приветствует наше участие, и это очень приятно».

Активное вовлечение команды в процесс формирования ключевой идеи может служить эффективным способом повысить заинтересованность сотрудников, но только до определенной степени. В ходе интервью мы обнаружили, что, если основатель поощрял любую обратную связь, команда теряла ориентир и мотивацию. Например, Хэлли, основатель стартапа по планированию концертов, позволила членам команды вносить любые изменения в ее идею вне зависимости от того, насколько далеко они уводили продукт от первоначальной задумки. Команда предложила ряд полезных дополнений, например, динамическое ценообразование на билеты и программу поощрения клиентов, однако по мере того как внедрялись все эти дополнения, Хэлли понимала, что все больше теряет связь с проектом. «Изначальная задумка была моим детищем, но затем она претерпела значительные изменения, и я стала меньше вкладываться в идею, а это сильно сказывается на компании», — сказала она.

К тому же основатели часто не устанавливают четких границ относительно того, о чем можно спорить, а что не подлежит обсуждению. Когда сотрудники предлагают идеи, которые не нравятся основателю, это перерастает в конфликт. Например, один сотрудник рассказал, что его руководитель утверждала, будто она совершенно открыта всему новому, а на деле не могла принять новые идеи: «Было видно, что новые предложения шокируют ее, и она все время стремилась защитить свою идею. Спустя какое-то время нам просто надоело прилагать такие усилия. Чувствовалась напряженность, и преодолеть ее уже не получалось». В итоге команда распалась еще до того, как закончила работу над прототипом.

Вовлечение всей команды и делегирование важных решений — отличный способ развить чувство сопричастности, однако не установив четких границ, вы рискуете потерять как собственный интерес к предприятию, так и поддержку команды.

Диктатор

Основатели второго типа гораздо активнее защищают границы своих идей. В некоторых случаях такой подход может повысить чувство коллективной сопричастности, поскольку четкое направление действий снижает неопределенность, минимизирует возможность конфликтов и гарантирует, что все члены команды работают на достижение одной и той же цели. Вот что рассказала одна участница команды, размышляя о своем опыте взаимодействия с основателем-диктатором: «Она сразу поделилась тем, как сильно привязана к своей идее. Так что мы заранее понимали, что она хочет сделать, и не пытались что-либо изменить. Это дало четкое понимание стратегии развития и позиционирования продукта. Наличие конкретики помогло нам проникнуться идеей». В некоторых случаях страстный, диктаторский стиль усиливает коллективную сопричастность, потому что ясность в отношении того, кто действительно правит кораблем, сглаживает рабочие процессы.

С другой стороны, такой подход не дает новым членам команды возможности влиять на направление развития компании, а это затрудняет сохранение вовлеченности и личной заинтересованности. Например, один основатель еще в ходе первоначального обмена мнениями с командой дал понять, что его идея уже сформирована и не подлежит изменениям. В результате члены его команды не могли поделиться с ним своим видением ситуации, что, по их словам, сильно демотивировало. «Когда я присоединился к команде, я был очень воодушевлен. Но теперь мне кажется, что основатель не хочет активного участия с моей стороны. Мы больше похожи на советников, сосланных на задние ряды, чем на команду», — сказал один из сотрудников. Диктаторский подход может снизить вероятность конфликтов и неуверенность относительно направления развития, однако отсутствие возможностей для активного участия в разработке идеи может оттолкнуть команду и подорвать чувство коллективной сопричастности.

Распорядитель

Основателям последнего наблюдаемого нами типа удавалось найти аккуратный баланс между двумя подходами, описанными выше. Руководители с гибким подходом четко обозначают, какие части первоначальной идеи не поддаются коррекции, а какие — открыты для обсуждения. Вот что написал один сотрудник: «Основатель сказал нам, что есть две основные характеристики [венчурной идеи], от которых он не хочет отказываться, и что они в любом случае должны соблюдаться. Однако он добавил, что приветствует вклад команды в других областях, например, в позиционировании продукта».

Смешанный подход объединяет в себе преимущества других стилей и сводит к минимуму их недостатки. Обращаясь за помощью в одних вопросах и устанавливая четкие границы в других, основатели укрепляют вовлеченность, вместе с тем удерживая команды от развития проекта в нежелательном направлении. К примеру, Алекс работал на основателя, который четко обозначил, что не ищет новых идей относительно функциональности продукта, но очень заинтересован в расширении рынков сбыта и поиске других коммерческих направлений. «Мы знали, что ключевая технология готова и что наши усилия должны сосредоточиться на разработке бизнес-модели для этой технологии», — сказал Алекс.

Одна из составляющих эффективности такого подхода заключается в том, что основатель не просто обозначает границы необсуждаемого, но одновременно с этим явно указывает на те области, где инициатива сотрудников приветствуется. Размышляя о своем опыте, один из основателей сказал так: «Думаю, что только позволяя [своей команде] влиять на развитие компании и не просто выслушивая, но и реализуя их идеи, мы укрепляем личную заинтересованность». Это нелегко, но именно те основатели, кто принял сочетание этих, казалось бы, несовместимых стилей лидерства, оказались наиболее успешны в формировании коллективной сопричастности в своих командах.

Выводы для основателей

Какие выводы из этого могут извлечь основатели? Главный вывод состоит в том, что в рабочем процессе есть время и место как для делегирования полномочий, так и для диктатуры — важно лишь установить между ними четкие границы. Основываясь на исследовании, мы предлагаем простой трехэтапный план для учредителей, которые хотят помочь своим сотрудникам развить стойкое чувство коллективной сопричастности:

1. Начните с перечисления различных элементов своей бизнес-идеи: ключевой технологии, целевого рынка, дизайна продукта/услуги, финансового планирования и стратегии привлечения клиентов.

2. Определите, какие из них сформированы в окончательном варианте, а какие могут быть изменены.

3. Ясно (и последовательно) донесите эту разницу до своей команды.

Естественно, что одни аспекты идеи будут казаться вам священными, а по поводу других вы будете только рады получить обратную связь. Чтобы команда была вовлечена в работу, а бизнес развивался в правильном направлении, самое важное — четко разграничить, что есть что.

*Имена в статье изменены для защиты конфиденциальности.