Как вырастить единорога | Большие Идеи
Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как вырастить единорога

Как вырастить единорога

Семь лет назад Uber не было. Пять лет назад компания работала только в Сан-Франциско. Сегодня возит людей в 65 странах мира, и на момент написания этой статьи ее рыночная стоимость превышает $50 млрд. За это время Uber накопила огромные средства, которые могут пойти на расширение бизнеса и достойный отпор конкурентам: только от частных инвесторов она получила $8 млрд. Мощный взлет Uber и других «единорогов» — частных компаний с венчурной поддержкой стоимостью миллиард и более — кажется беспрецедентным. Но так ли это на самом деле? И что это говорит о всей нашей экономике? Исследования консалтинговой компании Play Bigger, работающей с венчурными стартапами Силиконовой долины, подтверждают, что в последние годы подобные предприятия и впрямь растут быстрее, чем когда-либо, — если мерить их рыночной капитализацией. Play Bigger решила выяснить, действительно ли привлечение значительного частного капитала перед выходом на биржи важно для будущего успеха, и определить оптимальный момент такого выхода. Чтобы рассчитать темпы роста 1125 стартапов, основанных после 2000 года, капитализацию каждого поделили на возраст в годах. Получили средний прирост. Например, у компании, основанной пять лет назад и стоящей сейчас $2 млрд, темпы роста выше, чем у 10-летней и оцениваемой сейчас в $3 млрд. Капитализация публичных компаний определялась как общая стоимость выпущенных акций, а стоимость частных — как оценка инвесторами при ближайшем по времени привлечении средств (что менее точно).

image

Тренд оказался даже сильнее, чем предполагали консультанты. Фирмы, основанные в 2012—2015 годах, увеличивали капитализацию в два с лишним раза быстрее, чем основанные в 2000—2003 годах. Иными словами, сегодня стартапы набирают капитал вдвое активнее, чем десять лет назад. В исследование не включались компании эпохи доткомов, поэтому трудно сказать, опережают ли нынешние стартапы акселератов девяностых. В ряде венчурных компаний, с которыми Play Bigger поделилась изысканиями, предположили, что на рынке растет новый пузырь. Возможно, инвесторы переплачивают за акции единорогов, чтобы стимулировать их рыночную капитализацию. В ноябре газета Financial Times сообщила, что компания Fidelity Investments на 25% снизила оценку своей доли в Snapchat — в мае 2015 года компания оценивалась в $15 млрд. В том же месяце компания мобильных платежей Square вышла на IPO с ценой акций, значительно снизившей стоимость компании (относительно оценки в $6 млрд, которые давали за Square в 2014 году, когда она еще была частной).

Идея на практике

«ЧЕМ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ СОБИРАЕШЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ СТОИШЬ»

image

Джим Гетц — партнер Sequoia Capital, одной из старейших венчурных компаний Силиконовой долины — недавно побеседовал с HBR о причинах стремительного роста стартапов. Вот несколько выдержек из этого разговора.

Вы инвестировали в компанию WhatsApp, которая была продана Facebook* за $19 млрд всего через пять лет после основания. Указывает ли подобная скорость на значимые изменения рынка?

 WhatsApp почти не тратилась на рекламу: люди сами рассказывали о приложении друг другу. А в наши дни у стартапов есть App Store и Google Play, открывающие им доступ к 3 миллиардам потребителей по всему миру. Впервые за всю историю мобильной экосис­темы можно достучаться до половины населения планеты, даже не выстроив систему дистрибуции. Размеры и размах некоторых новых бизнес-инициатив вызваны именно этим фактом.

Если стартапам не нужны венчурные деньги на маркетинг, то стоит ли им вообще привлекать много капитала?

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Идеальный тандем
Вэй Ши,  Гули Чэнь
«Цель не в том, чтобы следовать моде»
Александра Терентьева/"Ведомости"