Почему уходят основатели | Большие Идеи

・ Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему
уходят основатели

И чем за это расплачиваются компании

Почему уходят основатели
unsplash.com/@vheath

читайте также

Врожденное и приобретенное в поведении

Дмитрий Жуков

Маркетинг как стратегия

Нирадж Давар

Зачем и как делать бизнес прозрачным

Алексей Штейнгардт

От позднего СССР до наших дней: как в России менялись управленческие практики

Борис Белоцерковский

Стартапам важно, какое впечатление они производят на инвесторов, потенциальных клиентов и другие группы интересов. В случае ухода основателя они стараются замять произошедшее. Исследователи попытались разобраться, что заставило основателей покинуть свое детище и как это влияет на компанию. Ученые проанализировали 10 уходов: пять происходили «по взаимному согласию» и еще пять «со скандалом» — как следовало из материалов компаний и бесед с ушедшими и оставшимися основателями, а также с инвесторами, менторами и сотрудниками.

Во всех случаях триггером ухода основателя были обвинения, связанные с неважными показателями бизнеса. В ряде случаев последовали конфликты с другими основателями — и далее раскол коллектива или вовлечение в разборки инвесторов или других внешних игроков. Чем теснее основатель был связан с компанией на эмоциональном уровне, тем выше оказывалась вероятность ухода «со скандалом».

Краткосрочные результаты компаний-стартапов показывали четкую зависимость от уровня враждебности уходящего. В случае спокойного (даже недобровольного) ухода основатель сохранял профессиональное лицо и связи с коллективом. Он обсуждал условия выхода из бизнеса с учетом не только своих интересов, но и благополучия фирмы, позволяя той успешно развиваться. Негативный же уход сопровождался нескончаемыми переговорами и сутяжничеством, стрессом и неопределенностью, которые часто на много месяцев замедляли развитие компании и снижали вовлеченность оставшихся сотрудников.

Впрочем, и в этом случае компания приобретала ценный опыт, корректировала свои процессы и структуры, училась подбирать новых людей осмотрительнее во избежание будущих конфликтов. «Основатели должны отчетливо и открыто донести свои ожидания по эффективности до коллег и убедиться, что все… способны и готовы реализовать эти ожидания», — утверждают исследователи. По их гипотезе, «понять динамику в коллективе стартапов лучше всего помогает метафора романтических отношений».