читайте также
Стартапам важно, какое впечатление они производят на инвесторов, потенциальных клиентов и другие группы интересов. В случае ухода основателя они стараются замять произошедшее. Исследователи попытались разобраться, что заставило основателей покинуть свое детище и как это влияет на компанию. Ученые проанализировали 10 уходов: пять происходили «по взаимному согласию» и еще пять «со скандалом» — как следовало из материалов компаний и бесед с ушедшими и оставшимися основателями, а также с инвесторами, менторами и сотрудниками.
Во всех случаях триггером ухода основателя были обвинения, связанные с неважными показателями бизнеса. В ряде случаев последовали конфликты с другими основателями — и далее раскол коллектива или вовлечение в разборки инвесторов или других внешних игроков. Чем теснее основатель был связан с компанией на эмоциональном уровне, тем выше оказывалась вероятность ухода «со скандалом».
Краткосрочные результаты компаний-стартапов показывали четкую зависимость от уровня враждебности уходящего. В случае спокойного (даже недобровольного) ухода основатель сохранял профессиональное лицо и связи с коллективом. Он обсуждал условия выхода из бизнеса с учетом не только своих интересов, но и благополучия фирмы, позволяя той успешно развиваться. Негативный же уход сопровождался нескончаемыми переговорами и сутяжничеством, стрессом и неопределенностью, которые часто на много месяцев замедляли развитие компании и снижали вовлеченность оставшихся сотрудников.
Впрочем, и в этом случае компания приобретала ценный опыт, корректировала свои процессы и структуры, училась подбирать новых людей осмотрительнее во избежание будущих конфликтов. «Основатели должны отчетливо и открыто донести свои ожидания по эффективности до коллег и убедиться, что все… способны и готовы реализовать эти ожидания», — утверждают исследователи. По их гипотезе, «понять динамику в коллективе стартапов лучше всего помогает метафора романтических отношений».