Опыт предпринимательства приносит проблемы с соблюдением сроков | Большие Идеи
Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Опыт предпринимательства приносит проблемы с соблюдением сроков

Эми Микер
Опыт предпринимательства приносит проблемы с соблюдением сроков
Фото: Andy Hermawan / Unsplash

Профессор Энди У и докторант Атикус Петерсон из Гарвардской школы бизнеса изучили работу 314 предпринимателей, запускавших на краудфандинговой платформе Kickstarter сбор средств на несколько продуктов хайтека с сентября 2010 по июнь 2019 года. Чем больше проектов автора собирало нужную сумму, тем сильнее каждый последующий опаздывал с выходом на рынок. Вывод? Опыт предпринимательства приносит проблемы с соблюдением сроков. Профессор У, защищайте свою идею! 

У: Предприниматели хронически не соблюдают сроки, которые сами же и поставили. Наша выборка не была исключением. Вовремя были завершены менее четверти проектов. Теоретически с опытом должно приходить умение прогнозировать, сколько времени уйдет на тот или иной процесс, ставить реалистичные сроки и быстрее добиваться успеха. На практике же все оказалось ровно наоборот. И речь идет не о случайных и незначительных задержках. С каждым следующим проектом опоздание предпринимателя в среднем увеличивалось на 6 недель.

HBR: Звучит очень странно! Почему же опыт ничему не учил их?

Чтобы делать верные прогнозы, надо точнее оценивать сложность проекта (количество взаимосвязанных задач или компонентов). Чем больше проектов реализуешь, тем лучше прогнозируешь. Но и лучше видишь возможности для улучшения продукта, неожиданные пути его усложнения — и стремишься к внедрению всего этого больше, чем к соблюдению сроков. Важно и первое, и второе следствие опытности. Но именно их сочетание заставляет предпринимателей с накоплением опыта ставить все менее реалистичные дедлайны и все чаще их срывать.

Почему же они не предусматривают запас времени?

Предусматривают! Все проинтервьюированные нами предприниматели указывают дату позже той, к которой рассчитывают все закончить. По нашим подсчетам, они в среднем закладывают резерв примерно в 8 дней. Но все равно не успевают. Любая новая функция способна вызвать каскад изменений в компонентах и потребовать массы усилий и времени. При самом плохом раскладе сложность будет расти в геометрической прогрессии. Но наши участники при постановке сроков, кажется, мыслили арифметическими прогрессиями. Они не представляли себе масштаб последствий каждой незначительной корректировки.

Рассмотрим пример. Один предприниматель придумал компьютеризованную деталь Lego, позволяющую управлять двигателем и лампами собранных моделей. Уже запустив свой продукт, он понял, что к нему стоило бы добавить датчики — например, чтобы управляемая с пульта машинка, въезжая в темное пространство, сама включала фары. Это сравнительно небольшое изменение, поэтому предприниматель дал себе чуть больше времени, чем требовалось на оригинальную версию. Увы, он недооценил масштаб работ, которые добавила эта единственная функция. Понадобилась более тонкая обработка деталей — и производитель, на которого изначально рассчитывали, не справился с ней. Пришлось перебрать еще семь компаний — и, конечно, пропустить все сроки.

Почему вы изучали именно высокотехнологичные изделия? 

Потому что продукты хайтека — носимые устройства, 3D-принтеры, обучающие гаджеты, роботы… — едва ли не самое сложное, что современный предприниматель может вывести на рынок. При этом мы с коллегой рассматривали только тех, кто собирал средства на продукты одного типа: прошлый опыт мог чему-то научить именно их. Мы собрали данные из комментариев и обновлений страниц наших участников на Kickstarter, где они обсуждают возникающие проблемы. Оказалось, что в каждом следующем проекте непредвиденных вопросов становилось в среднем на 21% больше.

Предприниматели славятся излишней уверенностью в себе — может быть, первые успехи просто вскружили им голову и отсюда все ваши результаты?

советуем прочитать

Об авторе

Эми Микер (Amy Meeker) — автор Harvard Business Review.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать