Роботы на триллион: как роботы могут помочь ритейлу и не только | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Роботы на триллион: как роботы могут помочь ритейлу и
не только

Зачем магазинам нужны роботы

Автор: Бен Форган

Роботы на триллион: как роботы могут помочь ритейлу и не только
Jelleke Vanooteghem/Unsplash

читайте также

Хотите увеличить стоимость компании? Перестаньте думать о EBITDA

Николай Сиггельков,  Фибо Уиббенс

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Что делать, если вы уже ненавидите вашу новую работу

Кэролин О'Хара

Шесть советов для тех, кто должен заменить «звезду»

Ребекка Цукер

Во многих магазинах появляются роботы — от двухметровых самодвижущихся машин, следящих за чистотой в супермаркетах Giant Food Stores, до автономных сканеров, проверяющих наличие товаров на полках в Walmart. А в некоторых магазинах товаров для дома Lowe работает LoweBot: он умеет отвечать на простые вопросы (например, где найти нужные наименования) и помогает следить за уровнем запасов. Такие роботы освобождают сотрудников от рутинных задач, и у тех появляется больше времени на общение с клиентами — и это только начало.

Главное преимущество роботов в магазинах в том, что они могут собирать более детальные данные о товарах на полках и о покупательских привычках. Это повысит точность и эффективность управления запасами. Роботы могут выступать как сборщики данных в среде интернета вещей (IoT) — сложной сети взаимосвязанных устройств, объектов и сенсоров, аккумулирующей большой объем информации и передающей ее для анализа в облако или, для большей оперативности, на периферийные серверы. IoT образует умные цифровые системы. Они уже используются на заводах и транспорте, а теперь появляются в розничных магазинах. Интернет вещей в сочетании с огромными возможностями искусственного интеллекта и машинного обучения приближает нас к концепциям будущего Четвертой промышленной революции и меняет нашу жизнь, работу, бизнес и то, как мы покупаем товары и услуги. 

Роботы в магазинах — это первый шаг к созданию всеобъемлющего IoT-решения. Например, в португальских супермаркетах и гипермаркетах Auchan Retail Portugal появится автономная система мониторинга полок. Роботы будут передвигаться по магазинам, фотографировать полки и ряды, а затем отправлять фотографии на обработку для расчета метрик и анализа сведений о распроданных товарах и о ценообразовании.

В секторе розничной торговли, где так важно понимать и предвидеть спрос, такие подробные данные очень важны. Компания Stitch Fix, которая предлагает персональные подборки одежды покупателям на дому, всесторонне использует анализ данных на всех участках работы — от выработки рекомендаций до управления запасами и дизайна одежды. Но для традиционных магазинов мало просто отслеживать покупки клиентов. Настоящее конкурентное преимущество — это информация о том, что люди хотели купить, но не смогли. И получить эту информацию помогут роботы в торговых залах.

Сбор данных на верхнем уровне маркетинговой воронки

Роботы в магазинах собирают данные на верхнем уровне воронки продаж, отслеживая наличие — или отсутствие — товара на полках. Такой постоянный мониторинг позволяет более подробно оценить покупательский опыт в магазинах. Например, можно понять, какие товары сейчас доступны в большом количестве, какие заканчиваются, а каких уже нет, что позволяет делать выводы о потребительском поведении и предпочтениях.

В не слишком отдаленном будущем роботы, возможно, смогут не только отчитываться об уровне запасов и следить за точностью цен. Представьте себе робота, который сканирует полки и вдруг обнаруживает, что арахисовое масло без сахара раскупают вдвое быстрее, чем обычное. Он сразу же отправляет на склад сигнал о том, чтобы в этот магазин привозили больше арахисового масла без сахара. Обнаруживая неожиданные, резкие изменения в уровне запасов, робот сможет быстро реагировать на них без вмешательства человека. Это похоже на высокочастотный трейдинг, когда алгоритмы выявляют небольшие сиюминутные отклонения в ценах акций и зарабатывают на них — со временем — огромную прибыль.

Непосредственный финансовый эффект для магазинов может быть связан с устранением колебаний в уровне запасов, из-за которых возникают ситуации, когда нужных наименований в наличии нет. Такие ошибки обходятся очень дорого: по некоторым оценкам, в $1 трлн в глобальном масштабе. Кроме того, пустые полки разочаровывают клиентов, что может привести к падению лояльности.

Во время пандемии COVID-19 из многих магазинов пропали бытовые товары повседневного спрос — например, туалетная бумага и моющие средства. В конце концов магазины ограничили количество товара в одни руки — но только после того, как полки надолго опустели. А если бы им удалось оперативно выявить признаки массовой закупки туалетной бумаги и других продуктов? Если бы робот в торговом зале увидел неожиданное сокращение запасов, можно было бы вовремя принять необходимые меры: заказать большие партии со складов и ввести ограничения, чтобы сдержать массовую скупку.

Как IoT изменит другие отрасли

Заблаговременное выявление складских дефицитов позволит повысить эффективность и улучшить клиентский опыт и в других сферах — например, в авиаперевозках. Так, задержки рейсов из-за внепланового техобслуживания в авиации иногда происходят не столько из-за необходимости срочного ремонта, сколько из-за отсутствия нужной запчасти или детали. IoT помог бы улучшить систему управления ресурсами, и более того, самолеты сами могли бы сигнализировать, что нужно что-то починить или заменить, еще до того, как их снимут с рейсов. Использование сенсоров и ИИ для прогнозного моделирования и обслуживания уже применяется в самых разных сферах — от производства до водоснабжения.

В разных отраслях уже много лет постепенно внедряют робототехнологии — от станков на заводах по сборке автомобилей до роботов-манипуляторов, которые поднимают тяжелые предметы на складах. В некоторых отелях роботы носят багаж или работают цифровыми консьержами. Из-за пандемии роботы появились и в больницах. Они проводили дезинфекцию палат и коридоров, а также заменяли курьеров — например, носили анализы крови в лабораторию. Кроме того, в разных коммерческих пространствах — от офисных зданий до аэропортов — появляются автономные роботы-чистильщики.

До последнего времени роботы в магазинах оставались невидимыми. Например, Amazon использует роботов в центрах обработки заказов: так компания оптимизирует не только эффективность, но и безопасность (роботы не могут получить травму, таская тяжелые палеты). Компания утверждает, что благодаря этому у нее появилась возможность хранить в своих центрах на 40% больше товарных запасов. А крупнейшая сеть супермаркетов в США Kroger открывает систему автоматизированных складов: робототехника и цифровые технологии позволят ей лучше выполнять требования пользователей.

Новые магазины 

Ритейл — это сверхконкурентная сфера. Все магазины — традиционные, онлайновые и омниканальные — теряют маржу, и им нужны технологии и инновации, чтобы выделиться среди конкурентов и повысить свои шансы на выживание. Одной из первых волн инновацийв ритейле стали интернет-магазины. Конечно, это уже не новый тренд, но из-за пандемии онлайн-торговля сильно выросла: многие покупатели оставались дома и совершали покупки в интернете. По некоторым оценкам, пандемия ускорила переход от физических магазинов к цифровым на целых пять лет.

Новаторы отрасли реформируют и традиционную розницу, предлагающую клиентам возможность ознакомиться с товарами и попробовать новинки. Очередной шаг на пути больших инноваций предполагает более активное внедрение интернета вещей для повышения качества управления запасами и прогнозного моделирования.

Жизненный цикл продуктов становится короче, и магазины должны все более гибко определять микротренды в поведении клиентов, чтобы производить, заказывать и продавать именно те товары и услуги, которые нужны покупателям прямо сейчас. Возможно, ключом к этому станет робот, который свободно передвигается по магазину, собирает данные в точке контакта с покупателем у полок с товаром и вносит их в облачную систему.

Об авторе

Бен Форган (Ben Forgan) — сооснователь и CEO глобальной IoT-платформы Hologram.