НЕ ТРОГАТЬ ИИ обладает уникальной способностью анализировать детали. Что это значит для бизнеса? | Большие Идеи

・ Технологии
Переводной материал

НЕ ТРОГАТЬ ИИ обладает уникальной способностью анализировать детали. Что это значит для
бизнеса?

Дэвид Вайнбергер, специалист по философским проблемам развития IТ, и Микеле Занини, стратег бизнес-инноваций, рассказывают про четыре области бизнеса, в которых частности особенно важны: формулировка стратегии, использование кадрового резерва, подбор людей на руководящие должности и управление логистическими цепочками.

Авторы: Дэвид Вайнбергер , Микеле Занини

НЕ ТРОГАТЬ ИИ обладает уникальной способностью анализировать детали. Что это значит для бизнеса?
Дэвид Вайнбергер / Фото: Carnegie foundation

читайте также

Брутальность стоит дорого!

Владимир Рувинский

Кросс-культурный коучинг: когда и как вовремя замолчать

Эрин Мейер

Как научиться спорить с максимальной пользой

Шейн Сноу

«Рынок труда впал в ступор»

Алена Владимирская

Мы говорим, что каждый человек уникален, но когда сталкиваемся с большим количеством фактов, деталей и подробностей о человеке, которое не можем освоить, мы отсеиваем все уникальное и работаем с обобщениями — классификациями, стереотипами и т.д. Так происходит, например, когда компании разрабатывают маркетинговые кампании для разных сегментов рынка или создают три, десять или — удивительно! — 50 типажей.

Люди всегда полагались на подобные обобщения, но сейчас мы наконец-то готовы к важному решению. Подумайте, что происходит, когда искусственный интеллект (ИИ) использует предыдущие взаимодействия клиента с вашим сайтом для персонализации рекомендаций по продуктам. В этом случае он учитывает уникальные особенности этого клиента. Таким образом, он лучше обслуживает и клиента, и ваш бизнес.

Такая зависимость от деталей, конкретики и частностей станет нормой практически во всех сферах бизнеса, потому что она устраняет огромные издержки, связанные с нашей зависимостью от обобщений, которые по своей природе являются упрощениями, отбрасывающими ценную информацию.

Мы уже наблюдаем, как ИИ используется в качестве инструмента, но стоит копнуть еще глубже — и ИИ как идея показывает нам наш бизнес и наш мир в другом ракурсе. Так происходило с каждой новой технологией, начиная с XVII века, когда часы были на пике прогресса, а люди воспринимали Вселенную как часовой механизм. Подобные процессы происходят и в компьютерную эпоху, когда многие наши фундаментальные идеи — от ДНК до черных дыр и тепловой смерти Вселенной (теория «Большого Заморозки») — были переосмыслены с помощью заданной логики в понятиях преобразования информации из «дано» в результативные выводы.

Теперь настала очередь ИИ. Как мы уже говорили, ИИ как идея делает мир видимым для нас во всей его постоянно меняющейся уникальности и детализации: в обилии частностей каждая деталь связана со всеми остальными на фоне творческого хаоса и случайности, при этом ИИ обнаруживает закономерности, недоступные нашему пониманию. Короче говоря, это мир, в котором все является исключением.

Наш экономический рост будет обусловлен этой новой способностью учитывать частности — специфические различия между людьми, объектами и ситуациями (несмотря на новые проблемы ценностных установок, такие как справедливость, прозрачность и автономия). Лидеры, которые осознают эти изменения, имеют все шансы использовать открывающиеся возможности максимально продуктивно.

Как писатель с философским образованием, пишущий о технологиях, а также научный работник и консультант по инновационным методам управления, мы уже видим эти закономерности во всем деловом мире. Рассмотрим четыре коротких примера.

Стратегия

Полезность стратегий высокого уровня по большей мере заключается в том, что они являются константами в меняющемся мире. Стратегия заглядывает в будущее на год, пять, даже 10 лет и формулирует видение сверху вниз, которое может быть таким грандиозным только потому, что оно столь расплывчато.

Долгосрочная стратегия, таким образом, заранее настраивается на пропуск мелких сигналов — особенностей, которые предвещают изменения в свете возникающих рисков и возможностей. Сюда относится и хлопанье крыльев бабочки, однако большинство из них не имеют отношения к делу, но некоторые могут являться проявлениями эффекта бабочки, готового запустить каскад изменений, который вызовет разрушительный ураган, сметающий ваш бизнес.

Именно поэтому, если компании собираются прислушаться к мнению таких мыслителей, как Рита Макграт, которая призывает их искать «преходящие преимущества», им нужно быть очень бдительными к слабым сигналам, предвещающим сильные изменения. Это как раз епархия ИИ, как показывают такие компании, как Zignal Labs и Dataminr, которые генерируют миллиарды единиц данных в результате ежедневного сканирования тысяч источников, стараясь услышать надвигающийся ураган в легком биении крыльев.

Это лишь часть того, что может сделать ИИ как инструмент. Как идея, он заставляет нас осознать саму идею биения крыльев бабочки и заставляет нас искать эти знаки. Мы уже наблюдаем подобную картину в компаниях, которые используют опыт сотрудников всех рангов. Постоянное активное общение в режиме реального времени на платформе, доступной всем (особенно для тех, кто находится на периферии организации), может позволить людям обсуждать то, что им интересно, — например, зарождающуюся тенденцию и то, как она может повлиять на отрасль. Эта платформа может стать первым местом, где можно заметить небольшие сигналы, совместно осмыслить их и, возможно, положить начало стратегическим изменениям.

Это меняет представление о том, где находятся знания в организации, — от скопления определенных специалистов на что-то сродни метафорической «нейронной сети» мимолетных разговоров, многие из которых (хотя и не все) инициируются и собираются вместе искусственным интеллектом, объединяющим широкий и разнообразный спектр людей на всех уровнях организационной иерархии. Некоторые из наиболее ценных идей могут появиться, когда система обнаружит устойчивое совпадение — или конструктивное несовпадение — между людьми с разными должностными обязанностями, которые часто не видят друг друга: например, между теми, кто работает в продажах или НИОКР, финансах или кадрах.

Использование кадрового резерва

При традиционном управлении кадрами людей нанимают на работу, основываясь на их профессиональных качествах, предыдущем опыте и других видимых признаках их квалификации. После приема на работу развитие этих сотрудников обычно осуществляется на основе типовых моделей компетенций, которые одинаковы для всех компаний одной отрасли. Результат — универсальное представление о возможностях и интересах людей.

ИИ может изменить ситуацию, выявить важные навыки, которые могут не вписываться в установленные рамки: например, умение работать с непредвиденными ситуациями или быть открытым к критике. На основе этого можно объединить людей для совместной работы над проектом, сформировать внутренние группы по интересам или укрепить и расширить социальные связи.

Так, например, Guider — платформа для обучения и развития — подбирает подопечных и наставников с помощью ИИ, который учитывает более 100 различных факторов, основанных на поведении пользователей, а не просит просто отметить несколько интересующих их навыков. Она также способна предоставлять подробные — конкретные! — отчеты, которые могут управлять взаимодействием и отношениями наставника и подопечного.

В свете ИИ как идеи нас ждут еще бóльшие перемены. Вместо того чтобы думать о своей карьере в понятиях рабочих мест с формальным описанием, основанным на традиционных категориях, мы можем начать думать о себе так, как видит нас ИИ: как об уникальной совокупности способностей и интересов, готовой воспользоваться удобным моментом, который мы не могли и предвидеть.

Подбор людей на руководящие должности

В документе, опубликованном в январе 2023 г. преподавателями Центра стратегического лидерства при Военном колледже армии США, прогнозируется, что ИИ «окажет непосредственное влияние на организационную структуру вооруженных сил». Например, ИИ сможет «определять солдата с наилучшим знанием обстановки, ставить его во главе подразделения, а остальных членов команды назначать на вспомогательные роли».

Если руководство должно действовать именно так, непосредственно реагируя на особенности ситуации, связанной с жизнью и смертью, то почему бы ему не действовать так же в немного менее серьезных обстоятельствах?

Действительно, возможно, ИИ создаст стихийно возникающие иерархии —динамичные и зависящие от ситуации, — которые позволят руководству свободно подбирать людей, способных принести уникальную пользу в конкретной ситуации, независимо от их формальных полномочий или положения в командной цепочке. Возможно, именно таким образом ИИ, который справедливо критикуют за склонность к предвзятости, можно использовать для расширения возможностей людей, которые не выглядят и не действуют в соответствии с традиционными нормами лидерства.

Управление логистическими цепочками

В 1990-е гг. логистические цепочки, какими бы сложными они ни были, все еще оставались достаточно простыми, чтобы их мог понимать и регулировать человеческий мозг. Сейчас ИИ как инструмент уже начинает трансформировать работу контейнерных терминалов, логистические процессы, систему пополнения запасов, прогнозирование спроса, маршрутизацию и практически все прочие элементы управления логистическими цепочками, регистрируя огромные объемы данных и заново координируя логистику в режиме реального времени.

Например, компания Haier, третий по величине в мире производитель бытовой техники, использует интернет-платформу COSMOPlat для связи миллионов своих клиентов с десятками тысяч поставщиков по всему миру. COSMOPlat интерпретирует сотни тысяч предложений клиентов, которые быстро преобразуются в технические задания. Затем они выставляются на торги в обширной сети поставщиков. COSMOPlat может создавать неожиданные связи — например, обратиться к специалисту, занимающемуся теплозащитой холодильных установок, для создания материала, снижающего вибрацию стиральных машин. COSMOPlat даже интегрирует сети своих компаний-членов для управления дистрибуцией и логистикой, основываясь на их сильных сторонах на каждом территориальном сегменте рынка.

ИИ как идея позволяет нам тем самым увидеть логистические цепочки такими, какими они всегда были: спонтанно координируемыми отдельными сетями поставщиков и партнеров. Это влияет на то, как должен вестись весь бизнес, а не только на то, какие боты управляют цепочкой поставок. Или, как выразился основатель Haier Чжан Руйминь, компания должна стать самоадаптивной «сельвой»: сложной, непредугадываемой, сильно взаимозависимой и работающией на благо с учетом особенностей каждой ситуации.

• • •

Сто лет назад Мэри Паркер Фоллетт, новатор управленческой мысли, писала, что «один человек не должен отдавать приказы другому, но оба должны согласиться, что их приказы будут исходить из ситуации».

Сейчас мы имеем возможность рассматривать ситуации на беспрецедентном уровне детализации и нюансов. Это означает не только повышение эффективности, но и передачу полномочий на «периферию» организации, тем людям, кто будет владеть необходимой информацией, навыками и инструментами для последовательного принятия правильных компромиссных решений, следующих один за другим.

Эти эффекты ИИ как идеи, конечно, не так предсказуемы, как нам кажется. Поскольку идея ИИ показывает нам мир, состоящий из конкретных вещей, находящихся в хаотичной взаимосвязи, как они могут быть предсказуемы? Но мы убеждены, что переход к миру частностей будет фундаментальным.