Торгово-развлекательный банк | Большие Идеи
Тренды

Торгово-развлекательный банк

Юлия Фуколова
Торгово-развлекательный банк
Иллюстрация: Getty images / Huber & Starke

В России бум экосистем. Крупные компании развивают собственные цифровые платформы и предлагают клиентам все больше дополнительных услуг. В отличие от других стран, в России в строительстве экосистем очень активны банки, и здесь уже появились два лидера – Сбербанк и группа «Тинькофф». Каждый из них строит собственную уникальную модель экосистемы.

К 2025 году более 30% мировой экономической активности будут обеспечивать цифровые платформы — такой вывод сделали исследователи McKinsey. Многие компании больше не строят бизнес в одиночку — они становятся, скорее, дирижерами экосистем.

Экосистемы появились в мире давно, только раньше они объединяли производителей и поставщиков, а лет 10 назад стали выстраиваться вокруг технологических платформ. Компании накопили огромную пользовательскую базу данных и поняли, что ее можно монетизировать, предлагая людям новые услуги. Построением экосистем активно занимаются технологические гиганты. Например, китайская Tencent сделала ядром мессенджер WeChat, Amazon и Alibaba построили экосистему вокруг интернет-­магазина, Google — вокруг поисковика.

Экосистема не только приносит дополнительный доход компаниям, но и дает выгоды пользователям. Во-первых, комфорт — благодаря единой авторизации не нужно запоминать десятки паролей и вбивать номера кредитных карт. Во-вторых, возможность получить все нужное в одном месте. Алгоритмы экосистемы могут предугадывать потребности пользователя и экономить его время на поиск товаров и услуг. Наконец, люди тратят меньше денег, поскольку компании привлекают клиентов скидками и бонусами.

В мире пока не существует отработанной модели построения экосистем, поэтому, как говорит глава SberХ (подразделение, отвечающее за развитие экосистемы Сбербанка) Андрей Ванин, «все развиваются с чистого листа — не только мы наблюдаем за зарубежными игроками, но и они за нами». В России экосистемы строят не только ИТ-гиганты, такие как Яндекс и Mail.ru Group, но и финансовые организации. У банков есть серьезный мотив: они вынуждены конкурировать с технологическими компаниями, которые успешно внедряют систему платежей. Первым экосистемой занялся Сбербанк, потом и другие игроки. Группа «Тинькофф» недавно вывела на рынок суперприложение с целым спектром встроенных услуг, о запуске подобного приложения думают в ВТБ.

Развивая свои экосистемы, Сбербанк и «Тинькофф» по-разному привлекают партнеров, монетизируют услуги и выстраивают систему управления. «HBR Россия» изучил опыт обеих компаний.

Большой и зеленый

Когда Андрею Ванину предложили возглавить SberX, он задал правлению Сбербанка вопрос: «Какие вызовы вы видите?» «Мне ответили, что один из главных вызовов  — технологический. Но я не согласился, — рассказывает Ванин. — Технологии важны, но основа экосистемы — люди и коммуникации. Если не налажены горизонтальные связи, сотрудники будут работать как в колодце и никакую экосистему не построишь».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Пять принципов эффективных переговоров
Максим Карпов,  Тахир Базаров
Шумы, или всегда ли правы эксперты?
Дэниел Канеман,  Линнеа Ганди,  Том Блейзер,  Эндрю Розенфилд