читайте также
Еще несколько лет назад, услышав, что правительство США может выпустить собственную криптовалюту, вы наверняка сочли бы эту идею наивной фантастикой — или просто неудачной шуткой. Биткоин и другие цифровые валюты были прерогативой спекулянтов и программистов, а не старомодных центробанков. Но уже этой зимой Федеральная резервная система заявила, что рассматривает возможность создать цифровую валюту. В своем выступлении в Стэнфорде представитель ФРС Лейл Брейнард отметила, что «цифровые технологии способны увеличить ценность и удобство транзакций, в то же время сэкономив деньги», и поэтому обычно консервативный государственный орган ими заинтересовался.
Но пока интерес ФРС к криптовалютам важен в первую очередь как симптом. Он показывает, как сильно изменился мир и куда дует ветер, ведь основанные на блокчейне цифровые платежные системы могут произвести следующую революцию в мировой онлайн-торговле — после Paypal и eBay (или, если хотите, Alipay и Taobao), преобразивших интернет-торговлю, и Amazon, преобразившей шопинг в целом. Однако для этого должны сойтись четыре условия: технологии, потребительский спрос, поддержка корпораций и подходящая нормативно-правовая среда.
Вопрос в том, как этого добиться. Несмотря на всю шумиху вокруг блокчейна — открытых цифровых записей, которые якобы могут вытеснить наличные и преобразить всю мировую экономику, — иногда кажется, что это решение несуществующей проблемы. Блокчейн уже используется в некоторых нишевых задачах вроде записи цепочки поставок и цифровых удостоверений, однако из-за волатильности курсовой стоимости криптовалют и несоответствия старым нормативным требованиям он никак не может утвердиться в формате полноценной валюты. Но есть один многообещающий тип криптовалют, так называемые «стейблкоины» («стабильные валюты»): они призваны решить именно эти проблемы. Стейблкоины могут стать идеальной валютой для электронной торговли, достаточно удобной и распространенной.
Как найти правильное применение для блокчейна
Как следует из их названия, стейблкоины противопоставляют себя более популярным, но и более волатильным криптовалютам наподобие биткоина: их главная цель —стабильность курса. Со стейблкоинами не должно произойти таких случаев, как с американским программистом Ласло Ханечем в 2010 году, который купил у кого-то две пиццы Dominos за 10 тыс. биткоинов. Тогда биткоин стоил меньше цента, и эта цена была справедливой, но сегодня 10 тыс. биткоинов — это почти $100 млн. Ханеч купил пиццу не просто так: это был первый случай, когда за криптовалюту был приобретен настоящий товар. Но его история стала легендарной притчей о том, как опасно использовать такую волатильную валюту для повседневных покупок.
В стейблкоине с волательностью справляются разными средствами. Самый известный (и самый скандальный) стейблкоин — это пока не выпущенная валюта Libra от Facebook, курс которой планировалось привязать к корзине краткосрочных государственных ценных бумаг и банковских депозитов в исторически стабильных валютах — таких, как доллар США и евро. Но протесты регуляторов и традиционных финансовых институтов заставили Facebook отказаться от первоначальной идеи глобальной валюты, конкурирующей с национальными банками. Теперь будущее проекта Libra неясно, возможно, он станет чем-то вроде сервиса Venmo: люди будут просто посылать друг другу доллары через Facebook.
Проект Terra (в котором работает один из авторов этой статьи) — это новый стейблкоин, уже принимаемый к оплате рядом онлайн-магазинов Юго-Восточной Азии. В США он менее известен, но это пример того, как стейблкоины могут выглядеть в реальности: это валюта на блокчейне с предсказуемой стоимостью, которой пользуются обычные люди. В отличие от Libra она применяет автоматическую монетарную политику: сужает предложение, когда курс понижается, и расширяет, когда он растет. Для этого используется вторая криптовалюта Luna: она выступает в качестве инструмента монетарной политики, и ее держатели зарабатывают с транзакций комиссионные. Валюту Libra критиковали за то, что механизм ее управления подконтролен ряду крупных корпораций, стоящих за швейцарской компанией Libra Association, — а политика Terra записана напрямую в блокчейне и, следовательно, прозрачна и не может быть изменена.
Стабильность и прозрачность Terra — важные качества: валюта использует потенциал блокчейна таким образом, чтобы он оказался полезен для обычных людей. За счет этого Terra может бросить вызов старым технологиям, то есть кредитным картам.
Лучше, чем банковская карта
Энтузиасты часто указывают, что криптовалюты могут сделать интернет-торговлю эффективнее и популярнее. Существующая финансовая система, конечно, функциональна, но во многом неэффективна. В ней очень велика роль посредников: так, платежные системы удерживают до трех процентов с каждой транзакции по карте. Блокчейн позволяет проводить прямые платежи от покупателя к продавцу в обход существующей системы, так что обе стороны сделки могут сэкономить деньги. Кроме того, блокчейн автоматизирует верификацию транзакций, а большинству современных банков до сих пор приходится тратить значительные ресурсы на ручную верификацию. По оценке Santander InnoVentures, еще до 2022 года «блокчейн может помочь банкам сократить инфраструктурные расходы банков на $15—20 млрд ежегодно». Если это произойдет, транзакции будут проходить быстрее, а международные переводы станут дешевле.
Судя по оглушительному успеху сервиса Square, который привлек малый бизнес низкой комиссией, стейблкоины тоже могут рассчитывать на популярность. Магазины, которые учитывают комиссию в своих ценах, начнут охотнее предлагать свои товары онлайн. Покупатели тоже, возможно, начнут хранить средства в цифровых валютах, проводить больше транзакций онлайн и так и не вернутся к фиатной, то есть основанной на обязательстве центробанка своей страны валюте и не станут заводить кредитных карт. Федеральная корпорация страхования вкладов подсчитала, что у 25% семей США нет или почти нет доступа к банкам — и стейблкоины с их дешевизной и отсутствием барьеров могут изменить эту ситуацию. Наконец, по общему недоверию миллениалов к финансовым посредникам, из-за которого они отказываются от традиционных банков в пользу финтех-компаний и молодых банков, можно предположить, что они готовы принять и криптовалюты.
Возможно, именно благодаря этим преимуществам стейблкоины станут финансовым мейнстримом. Чтобы понять, как они могут повлиять на экосистему интернет-торговли, возьмем статистику Terra. После запуска в июне 2019 года она растет взрывными темпами — по 35% в месяц. Более миллиона человек используют валюту для самых разных целей: от покупки продуктов до бронирования отелей. Благодаря удобству внедрения и низкой комиссии магазины сами начали рекламировать Terra и предпочитать ее кредитным картам и другим платежным опциям, что тоже способствует ее распространению. По мере распространения Terra значительно замедлилось внедрение других платежных систем, в том числе кредитных карт. Возможно, электронная торговля в западных странах скоро преобразится схожим образом.
Однако для широкой популярности стейблкоинам нужны не только инновационные стартапы, но и поддержка корпораций, и они уже начинают завоевывать влиятельных сторонников. Facebook не удалось запустить Libra, но скандал привлек внимание к этому сектору и ускорил развитие других аналогичных проектов. Такие финансовые институты, как JP Morgan, признают потребность в цифровой валюте. Стартап Джека Дорси Square недавно получил патент на систему, которая позволяет покупателям платить криптовалютой, а продавцам — получать ту же сумму в долларах США, так что теперь можно не волноваться о колебаниях курсов. Наконец, развивается вся финансовая экосистема, и новые финтех-сервисы, бросающие вызов банкам — такие, как Revolut — начинают принимать криптовалюты, что делает будущий прогресс и интеграцию более вероятной.
Но будут ли люди пользоваться стейблкоинами?
Несмотря на все преимущества, блокчейн-валютам все равно предстоит столкнуться с существенными препятствиями. На большинстве рынков использование криптовалют для оплаты товаров и услуг ограничивается только определенными нишами. Их принимают некоторые крупные ритейлеры — например, Starbucks и Overstock.com, но пока они все еще белые вороны среди традиционных платежей. Компания блокчейн-аналитики Chainalysis обнаружила, что в первые четыре месяца 2019 года всего 1,3% транзакций криптовалют во всем мире были связаны с реальными покупками — а значит, главным применением биткоина оставались спекуляции.
Новые законы могут изменить эту ситуацию. Банки не хотят заниматься криптовалютными проектами из-за риска проверок со стороны скептически настроенных регуляторов, поэтому бизнес, в свою очередь, тоже сомневается в новой технологии, и ее внедрение замедляется. Политики не хотят передавать контроль над монетарной политикой от государств к коммерческим предприятиям. Сейчас центральные банки могут увеличивать и уменьшать денежную массу — это важный инструмент, с помощью которого при необходимости удается стабилизировать рост и инфляцию. Еще одна возможная проблема и важная задача, которую должен решить каждый стейблкоин, особенно в свете хорошо известных проблем Facebook на этом фронте, — это конфиденциальность и приватность.
Сейчас у нас есть три из четырех необходимых компонентов для революции в интернет-торговле: технологии, спрос и поддержка корпораций. Если в ближайшие несколько лет появится и благоприятное законодательство, стейблкоины станут популярным средством платежей, криптовалюты выйдут за пределы узкого нишевого применения и у них появится потенциал преодолеть барьеры и выйти на рынок электронной торговли.
Если ключевые финансовые институты — например, ФРС — одобрят эти технологии, то фиатные валюты и бумажные деньги начнут играть все меньшую роль в нашей повседневной жизни. Если мы будем пользоваться в основном интернет-магазинами и магазинами без наличных, то зачем вообще менять цифровые деньги на бумажные? Крупные магазины, например, Amazon, могут выпустить собственные валюты. И если это произойдет, вскоре мы будем обсуждать не потенциал криптовалют, а то, как мы скучаем по банкнотам с лицом Джорджа Вашингтона.
Об авторах
Марко Ди Маджо (Marco Di Maggio) — доцент делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса.
Николас Платиас (Nicholas Platias) — глава отдела исследований в Terra.
* деятельность на территории РФ запрещена