
читайте также
Сразу несколько крупных экспертов и исследований говорят о том, что времена харизматичных лидеров, замыкающих все процессы на себя, уходят. На их место приходят коллективные подходы, умение слушать, экспериментировать и находить нестандартные пути. Руководитель, способный молчать во время стратегической сессии, может оказаться более эффективным, чем тот, кто много и красиво говорит. А лидер, который учится у подчиненных и окружает себя сильными профессионалами, добивается большего, чем тот, кто стремится оставаться самым умным в комнате.
Исследования и материалы, которые вошли в дайджест «Идеи для лидера» на этой неделе, подтверждают мысль о том, что лидерам важно уметь делиться ответственностью с командой. В подборку вошли самые актуальные материалы недели: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Обучение сотрудников и раскрытие в них лидерского потенциала, а также умение признавать свое невежество перед подчиненными и желание перенимать их опыт— важные составляющие успеха для лидера. Бывший СЕО Genpact Тайгер Тьягараджан за 13 лет работы в этой должности увеличил выручку компании с $1,6 млрд до $4,48 млрд и создал целую отрасль аутсорсинга бизнес-процессов (BPO). В интервью с экспертом по лидерству из BCG Джимом Хеммерлингом он рассуждает о своей карьере и ключевых моментах, которые привели Genpact к успеху. Главным «секретным соусом» он называет бесконечное любопытство и умение учиться, в том числе на ошибках и неудачах. Пока Тайгер Тьягараджан работал СЕО, он намеренно проводил половину своего рабочего времени за пределами компании — ходил на встречи и общался с клиентами, партнерами и контрагентами, чтобы находить новые идеи и ценную информацию извне и привносить ее внутри Genpact. Тьягараджан целенаправленно привлекал талантливых людей в команду и окружал себя сильными сотрудниками с собственным мнением. А чтобы стимулировать инновации, он сознательно дестабилизировал успешные команды — например, отправлял способных сотрудников в новые отделы для решения других задач. Таким образом он подталкивал людей к развитию и поиску новых решений.
Лидерство становится коллективным актом, а не качеством отдельного «героя». Профессор Северо-Восточного университета Джозеф Райлин в компании соавторов опубликовал результаты второго поколения по исследованию лидерства (leadership-as-Practice). Ученые сфокусировались на том, как взаимодействие между людьми, вещами и контекстом приводит к изменениям в организации. Они подвергли сомнению традиционную модель управления — сверху вниз — и настаивают на том, что настоящее лидерство возникает в гуще событий, а не только среди формальных руководителей. В работе исследователи пытались найти ответы на различные организационные вопросы: «Почему одна и та же презентация хорошо работает в одном месте, но не срабатывает в другом?» или «Из-за чего команда внезапно теряет синергию, хотя днем ранее она действовала как единое целое?» И делали особый акцент на моментах, которые приводили к изменениям. Эксперты утверждают, что новый формат управления имеет несколько ключевых векторов: отказ от одного лидера в пользу распределенного и ситуативного лидерства и фокус на социальном взаимодействии.