читайте также
Редакция «Больших идей» продолжает публиковать еженедельный дайджест «Идеи для лидера». В подборке — наиболее актуальные события, свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (McKinsey, MIT, Kellogg, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Сложный баланс для лидера
Умение управлять интересами разных групп людей — акционеров, сотрудников, контрагентов и правительства — и принимать их во внимание, все еще остается редким качеством для СЕО. Об этом пишут в своей статье партнеры и сотрудники McKinsey Блэр Апштейн, Курт Стровинк и Эрик Шерман. Материал посвящен изменениям, которые произошли в подходах к управлению и коммуникациями после того, как пять лет назад ассоциация Business Roundtable, куда входят более 200 генеральных директоров ведущих корпораций США, переосмыслила подход к определению целей корпорации. И акцентировала внимание на важности для всех заинтересованных сторон, а не только на акционерах. Аналитики в свою очередь отмечают, что лидер должен хорошо понимать мотивацию этих заинтересованных групп и действовать стратегически, чтобы учитывать интересы каждой из них.
Партнерства вокруг ИИ
Даже конкурирующие компании активно сотрудничают друг с другом в условиях, когда быстрое внедрение инноваций, таких как искусственный интеллект, становится стратегической необходимостью. Профессор искусственного интеллекта в школе бизнеса Skema Маргерита Пагани и заслуженный профессор информационных технологий и менеджмента в колледже Бэбсона Томас Х. Дейвенпорт на страницах MIT Sloan Management Review пишут о влиянии ИИ на партнерства между компаниями. Они выделяют двусторонние и экосистемные форматы взаимодействий, которые предполагают использование ресурсов и знаний для взаимной выгоды. Например, европейская авиастроительная компания Airbus создала отдельную экосистему Skywise, она охватывает всех авиаперевозчиков в мире, использующих самолеты Airbus. Там компании обмениваются данными о полетах для повышения производительности, а владелец экосистемы использует ИИ для дальнейшей интеграции этих данных. Подобные партнерства вывели обмен данными на новый уровень, что позволяет компаниям расширить границы собственных возможностей, считают ученые.
Как (не)сорвать сроки
Излишний оптимизм, неправильная оценка на старте и искаженные стимулы —важнейшие причины, почему компании задерживаются со сдачей проектов. В колонке для MIT Sloan Management Review научный сотрудник Парижского университета экономики и бизнеса Матей Лорко и сотрудники Сиднейской школы экономики в бизнес-школе Маккуори в Сиднее Марош Серватка и Ле Чжан рассуждают о том, почему многие организации срывают сроки при реализации различных проектов. Например, аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта, строительство которого велось на протяжении 14 лет вместо запланированных пяти, — это символ чрезмерного оптимизма, пишут ученые. Излишний оптимизм обычно связан с нереалистичными графиками, которые основываются на первых догадках или ожиданиях спонсоров, объясняют они. А первые оценки сроков — даже неверные — формируют дальнейшие прогнозы, что в конечном итоге мешает реалистично планировать будущее.
Кибермошенники и малый бизнес
Вопреки мифам о том, что основной целью хакеров, как правило, становится крупный бизнес, теперь они чаще выбирают небольшие компании в качестве жертв. В своем эссе профессор школы бизнеса Роберта Х. Смита Университета Мэриленда в Канаде Лоуренс А. Гордон напоминает, что крупные компании составляют лишь небольшой процент от общего числа предприятий в мире, к тому же у них хватает ресурсов, чтобы построить хорошую защиту. Небольшие фирмы, в которых работает до 50 человек, он называет наиболее уязвимыми, так как, скорее всего, крупная атака на их инфраструктуру может легко привести к банкротству. Гордон пишет, что современные киберпреступники научились оценивать усилия и ожидаемую выгоду, поэтому атаковать пять малых компаний для них будет выгоднее, чем одну крупную. Кроме небольших организаций, под прицелом хакеров оказались и малые государственные предприятия и муниципалитеты.
Ошибки найма на дефицитном рынке
Поиск квалифицированных, но недорогих сотрудников на дефицитном рынке труда — очень распространенная и при этом проигрышная стратегия среди российских компаний, считают старшие партнеры «Экопси» Григорий Финкельштейн и Андрей Онучин. Среди других популярных ошибок при найме аналитики называют сложные или бессмысленные названия должностей, за которыми служба персонала пытается скрыть реальные проблемы с наймом или создать видимость большого объема работы. Финкельштейн и Онучин отмечают, что HR также часто ошибается в понимании мотивации сотрудников и, например, отдает предпочтение наиболее амбициозному кандидату, хотя это далеко не всегда нужное для работы качество. Аналитики же полагают, что в условиях дефицита кадров компаниям нужно привлекать пусть и менее амбициозных, но более надежных людей.