читайте также
В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» собраны самые актуальные события последних дней: свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (McKinsey, BCG, J.P. Morgan, MIT), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Первые комментарии Дурова
Основатель Telegram Павел Дуров опубликовал в канале Du Rove’s Channel свое видение ситуации после задержания в Париже в конце июля. Он признал, что на фоне резкого увеличения числа пользователей (до 950 млн человек) Telegram переживает типичные болезни роста. Дуров также опроверг сообщения в СМИ о том, что Telegram намеренно использовал электронную почту, которую никто не читал, для писем от правоохранительных органов и властей. Для этого у мессенджера есть официальный представитель в ЕС, который обрабатывает запросы правоохранительных органов, написал предприниматель. Он также добавил, что в случаях, когда государство недовольно работой какого-либо интернет-сервиса, устоявшейся практикой считается судебный иск против этого сервиса и дальнейшее разбирательство. Обвинять СЕО в преступлениях, совершенных на его платформе третьими лицами, Дуров считает ошибочным подходом, который был популярен «до эпохи смартфонов».
Путь до «единорога»
В среднем компании требуется семь лет, чтобы добиться статуса «единорога» с оценкой от $1 млрд, к такому выводу пришел профессор Стэнфордской школы бизнеса Илья Стребулаев. Результаты исследования, основанного на анализе 1123 компаний-«единорогов» (включая SentinelOne, Affinivax Inc., Tesla), их возраста и результатов работы, он опубликовал в своем LinkedIn (заблокирован в РФ). Универсального решения при этом не существует: три из четырех «единорогов» достигли оценки в $1 млрд через девять лет после основания. У других проектов — например, Altos Labs — ушло на это не более года. Но есть и другие примеры: Quizlet шел к оценке в миллиард 15 лет, Cytek же на это потребовалось 28 лет. Таким образом, констатирует Стребулаев, траектория роста каждой компании очень индивидуальна и не всегда зависит от рыночной конъюнктуры.
«Суперинтеллект» Суцкевера
AI-стартап Ильи Суцкевера Safe Superinteligence (SSI) привлек более $1 млрд инвестиций. В числе инвесторов: NFDG Ventures (принадлежит Нэту Фридману и гендиректору SSI Дэниелу Гроссу), фонды a16z, Sequoia Capital, DST Global Юрия Мильнера и SV Angel. Деньги пойдут на покупку вычислительных мощностей и найм команды исследователей и инженеров. Оценку компании в SSI раскрывать не стали, источник Reuters оценил стартап, основанный три месяца назад, в $5 млрд. Илья Суцкевер — один из самых влиятельных разработчиков в области ИИ, участник рейтинга Time100/AI, является одним из сооснователей OpenAI. В Open AI Суцкевер занимал должность главного научного сотрудника, он покинул компанию после конфликта с СЕО проекта Сэмом Альтманом. Осенью 2023 года Суцкевер был одним из инициаторов неудавшейся попытки уволить Альтмана с позиции CEO на фоне разногласий из-за безопасности ИИ.
Вредные привычки руководителя
Старший консультант «Экопси» Сергей Геворкян назвал пять убеждений менеджера, разрушительно влияющих на его команду. Одним из них он считает ситуацию, когда руководитель думает, что сотрудники не выполняют задачи, потому что не умеют. В большинстве случаев, управленец просто не смог создать подходящую среду или донести ценность выполнения тех или иных действий. Другой вредной установкой является мысль о том, что чрезмерная свобода плохо влияет на эффективность. Геворкян отмечает, что сильный контроль и ограничения для сотрудников, наоборот, приводят к обратному эффекту: люди просто теряют мотивацию и творческий подход. Эффективный менеджер должен уметь находить баланс между свободой и ответственностью.
Новый СЕО Dodo
Основатель Dodo Brands Федор Овчинников в своем Telegram-канале сообщил, что Алена Тихова уйдет с поста СЕО компании, который она занимала с 1 января. Причины отставки Овчинников не раскрыл, вместо Тиховой компанию возглавит Дмитрий Соловьев. Он работает в Dodo с 2018 года, с октября 2022-го топ-менеджер возглавляет Dodo Pizza в регионе Евразия (Россия, Казахстан, Беларусь). Федор Овчинников объявил о решении покинуть пост СЕО Dodo Brands летом 2023 года на съезде партнеров и менеджеров Dodo. Свое решение он объяснял тем, что сепарация от основателя — один из этапов дальнейшего роста бизнеса.
Эффективный маркетинг
В MIT Sloan Management Review вывели несколько важных принципов измерения метрик эффективности маркетинга. Авторы исследования отмечают, что даже те компании, которые выстроили систему измерения эффективности маркетинга (MPM), часто не соотносят ее с собственной стратегией. Хотя основной шаг для создания реально работающей MPM — это подбор правильной метрики и возможность объединить ее со стратегическими планами компании. Они также советуют измерять не только финансовые показатели, такие как рост выручки, валовая прибыль или EBIT, но и желаемые результаты. Такой подход может быть полезен для того, чтобы увидеть, как расходы на маркетинг влияют на важные для СЕО и акционеров цели.
Гибкие цепочки поставок
Эксперты Gartner опубликовали отчет о том, что руководители крупных компаний должны озаботиться созданием эластичных цепочек поставок, чтобы при необходимости быстро адаптироваться к внешним рискам или исчезающим возможностям. Такой подход подразумевает работу не только в границах одного геополитического блока, но и за пределами «границ доверия» — географических зон, которые не считаются комфортными для ведения бизнеса. В Gartner утверждают, что ни один крупный бизнес сегодня не сможет добиться желаемого роста без доступа к мировым рынкам, а он, в свою очередь, возможен только при работе со странами, имеющими разные полярности. «При создании цепочки поставок важно предвидеть политические изменения, которые несут за собой новые возможности или риски, а не просто реагировать на них», — считает вице-президент по аналитике в отделе цепочек поставок компании Gartner Пьерфранческо Маненти.
Адаптация после поглощения
В BCG констатируют, что более половины M&A-сделок не увеличивают общую прибыль для акционеров компаний-покупателей. Часто это происходит из-за некачественной адаптации сотрудников после сделки. При поглощении или слиянии компании в 70% случаев сталкиваются с сопротивлением со стороны сотрудников, примерно половина из которых хочет уволиться на фоне стресса от объединения. Если топ-менеджмент не занимается управлением эмоциями и улучшением опыта людей во время интеграции, их моральный дух резко падает, а ключевые работники уходят в поисках новых возможностей. Аналитики считают, что для управления изменениями, компания должна придерживаться определенной стратегии, которая зависит от цели и условий сделки. Например, если M&A происходит на равных условиях, то сотрудники с обеих сторон должны получать равное количество внимания, тогда как при поглощении следует сфокусироваться на состоянии команды поглощаемого проекта.
Проблема трансграничных платежей
Три масштабных тенденции, которые в ближайшие годы изменят отношение к трансграничным платежам, обнаружили аналитики J.P. Morgan. По их оценкам, чтобы оставаться конкурентоспособными, финансовым компаниям придется предоставлять своим клиентам возможность проводить трансграничные платежи быстрее, дешевле и безопаснее, чем когда-либо. Ожидания к таким платежам за последнее время сильно выросли из-за все большего числа игроков на рынке: теперь подобные услуги оказывают не только классические банки, но и различные финтех-стартапы, необанки, а также непрофильные компании. По прогнозу J.P. Morgan, к 2030 году общий объем трансграничных транзакций составит не менее $290 трлн. Участники рынка должны быть технологичными и обеспечивать скорость проведения платежей за счет блокчейна, нейросетей, облачных технологий и обогащенных данных. Глобальной тенденцией аналитики называют и постоянно растущее число киберпреступлений, а схемы, которые придумывают мошенники, продолжают эволюционировать. Таким образом, один из ключевых факторов для сохранения доли и дальнейшего роста —это безопасность платежей.
Подкаст
Ведущая подкаста Fortune's Leadership Next Диана Брэди в беседе с сооснователем и СЕО World Wide Technology Джимом Кавано рассуждает о влиянии спорта на лидерские качества. В 1984 году Кавано был членом олимпийской сборной США по футболу; именно игра на футбольном поле сформировала его как лидера, и теперь он использует приобретенные навыки для управления WWT. Например, рассказывает предприниматель, некоторые футбольные команды-соперники были более дисциплинированными, в других — сформировалась культура более свободных отношений. Он научился вычислять, в каких отношениях состояли его оппоненты друг с другом, и определять, как именно это влияет на них во время игры, а также — как все это можно использовать для победы.