Три точки опоры: как укрепить фундамент инноваций | Большие Идеи

・ Инновации

Три точки опоры: как укрепить
фундамент инноваций

Что государство может перенять у компаний-инноваторов

Автор: Дан Медовников

Три точки опоры: как укрепить фундамент инноваций
Erick Butler / Unsplash

читайте также

Как голосовые интерфейсы могут помочь сотням миллионов пользователей

Кэти Перл

Религия для деловых людей

Русанов Василий

Нельзя обсуждать неравенство доходов без оглядки на талант

Роджер Мартин

Путешествия сделали из меня хорошего предпринимателя

Джиллиан Моррис

За последний год концепт импортозамещения уступил центральное место в политэкономической повестке новой гранд-идее — технологическому суверенитету. Мы теперь уже собираемся не просто копировать и замещать импортированные решения, но и создавать собственные, причем зачастую оригинальные. Принята амбициозная концепция технологического развития, анонсируются прорывные проекты в горячих технологических секторах, таких как искусственный интеллект, квантовые технологии, беспилотники, композитные материалы. 

Хотя сам термин «инновации» при этом не используется, очевидно, речь идет о заявке на новый цикл инновационной политики.

Между тем и в кругу специалистов, и среди широкой публики распространено скептическое отношение к инновационной составляющей российской экономики. Это неудивительно. По самым разным показателям, характеризующим инновационную ситуацию в национальных экономиках (например, доля инновационно активных предприятий, соотношение частных и государственных затрат на инновации, доля затрат на НИОКР в ВВП, количество регистрируемых патентов, объем высокотехнологического экспорта и т. д.), мы давно и заметно отстаем от стран инновационных лидеров. Это подтверждается и, мягко говоря, средними позициями России в различных международных инновационных рейтингах и индексах. Что нам мешает и возможно ли улучшить ситуацию и действительно продвинуться по суверенной «технологической» траектории?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нашей недавней истории. В прошлом году Институт менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке компании «Иннопрактика» провел исследование «30 лет инновационной политики России», в котором на основе анализа публикаций и углубленного интервьюирования главных акторов российской инновационной сферы (политиков, экспертов, топ-менеджеров крупных и среднекрупных компаний) была предпринята попытка разобраться с логикой и этапами российской инновационной истории и предложить рекомендации для ее нового цикла.

С 1991 по 2021 год российская инновационная политика прошла три этапа, каждому из которых мы предложили свое название: 1991—2000 годы — «Первые шаги», 2001—2012 годы — «Время завышенных ожиданий» и 2013—2021 годы — «Избавление от иллюзий». В определенном смысле их можно сопоставить с участками «кривой Гартнера»: триггер — движение к пику завышенных ожиданий — разочарование и плавный выход на «склон просветления». Любопытно, что до рассматриваемого исторического отрезка, в советский период, страна как раз была близка к технологическому суверенитету (насколько полному — отдельный вопрос) и спустя три десятилетия снова ставит перед собой такую задачу. Расставшись с советской инновационной системой, практически разрушив ее на первом этапе, на втором мы перешли к копированию западной инновационной системы (прежде всего, американской), но больших успехов не достигли и на третьем этапе стали отходить от активной инновационной повестки в направлении импортозамещения и больших государственных проектов. С прошлого года императив именно инновационного развития опять встал перед нами в полный рост. Чтобы вновь не пойти по порочному историческому кругу и выйти-таки на «склон просветления», стоит приглядеться к опыту компаний-инноваторов. Рассмотрим в этой связи три соображения.

Первое. Инновационная политика государства бывает трех типов: линейная, укладывающаяся в логику поэтапного развития технологии от научных исследований до масштабирования в промышленности; проектная, ориентированная на реализацию проектов как ответ на возникшие вызовы и угрозы; экосистемная, цель которой — тонкая модерация инновационной среды, экосистемы, состоящей из множества игроков со своими целями и стратегиями. Это вполне соответствует трем моделям корпоративного инновационного процесса. В конкурентоспособной, инновационно активной компании должна быть и традиционная линия R&D, и управление инновационными проектами, возникающими как ответ на внешний вызов или открывшуюся рыночную возможность, и корпоративная инновационная экосистема, работающая с многочисленными внешними и внутренними агентами инноваций. Главное — все три модели должны работать одновременно, а вот распределение ресурсов между ними, способ управления и гармонизация временных горизонтов, на которых контролируется результат, зависят от топ-менеджмента или правительства.

Советская система построила сильную и передовую для своего времени линейную модель «РАН — отраслевые институты — конструкторские бюро — предприятия», именно ее мы разрушили в 1990-е, ничего не предложив взамен. На втором этапе нашей инновационной истории мы сразу взялись за «высшую математику», приступив к строительству национальной инновационной экосистемы, плодя институты развития, стартапы, принуждая к инновациям госкорпорации. В отсутствие работающей линейной модели и сильных частных технологических компаний (именно они находятся в фокусе экосистемной инновационной политики) наша экосистема оказалась повисшей в воздухе. Теперь мы взялись за проекты, более того, ситуация просто заставляет нас педалировать проектный подход: вызовы и угрозы очевидны, на создание линейной модели и перезагрузку экосистемной политики нет времени, к тому же никто не понимает, как это сделать хорошо. Между тем, как показывает опыт инновационных стран-лидеров и успешных в инновационном плане компаний, именно сочетание этих моделей может привести к успеху на рынке или хотя бы не поражению в геополитическом противостоянии.

Второе. Как нам объяснил еще Йозеф Шумпетер, инновации — это прежде всего предпринимательство. Да, в инновационном процессе сочетаются усилия многих участников: ученых, инженеров, инвесторов, менеджеров, чиновников, но на пересечении их усилий стоит предприниматель, именно он обладает видением будущего, чутьем на скрытые возможности и готовностью рисковать всем ради достижения цели. Собственно, одна из ключевых задач корпоративной инновационной экосистемы — выявление внешних и внутренних предпринимателей и стимулирование их деятельности, поощрение конкуренции между ними. Такой же должна быть ключевая задача и экосистемы государственной. Россия, начав строить национальную инновационную экосистему, попыталась скопировать систему институтов, работающих в других условиях и с другими задачами. Параллельно с созданием институтов, смыслом существования которых должно быть развитие частных компаний, мы начали создавать госкорпорации, закрывающие целые отрасли и рынки, ожидая, что именно они станут «локомотивами инновационного роста». Даже один из первых и самых крупных институтов инновационного развития «Роснано» первоначально был запущен в формате госкомпании. Но в отсутствие конкуренции и масштабного роста частных технологических компаний мы получили неработающую экосистему.

И, наконец, третье. В организациях, создающих и реализующих успешные инновационные стратегии, управление инновациями курируется непосредственно CEO или его заместителями. Вовлеченность лидеров просто необходима. То же с инновационной госполитикой — она должна быть под неусыпным контролем первых лиц (президента или премьера), особенно если страна намеревается совершить инновационный рывок. У нас первое лицо уделяло внимание инновационной политике отчасти на завершающей фазе второго этапа, который мы назвали «Время завышенных ожиданий» (президентство Дмитрия Медведева). А на третьем интерес высшего руководства к инновациям не был высоким. Сейчас ситуация меняется: ставка на технологический суверенитет требует проведения эффективной и сильной инновационной политики, и без полного включения в эту проблематику «топ-менеджмента государства» не обойтись. Как не обойтись и без строительства работающей линейной модели, гармоничной инновационной экосистемы и понимания главной роли предпринимателя в инновационном процессе.