Маноло Бланик | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Маноло Бланик

Интервью с дизайнером обуви

Автор: Элисон Биард

Маноло Бланик

читайте также

Григорий Ениколопов. Спасут ли нас стволовые клетки?

Анна Натитник

10 вопросов, которые помогут совету директоров спасти компанию

Тазим Эссани,  Эндрю Уайт,  Эрик Уилкинсон

Чем опасна для бизнеса и карьеры психологическая защита

Елена Евграфова,  Марина Мелия

Решения на границе

Гименес Эдуардо,  Джоши Адитья

Маноло Бланик (Manolo Blahnik) — один из самых известных в мире дизайнеров обуви. Его мать — испанка, отец — чех, а рос он на Канарах, на банановой плантации. Прежде чем открыть в 1973 году свой бутик в Лондоне, он изучал юриспруденцию, иностранные языки и искусство в Женеве и Париже. Сейчас магазины компании, носящей его имя, есть в 20 странах, но Бланик по-прежнему лично контролирует все, придумывает каждый ботинок и каждую туфельку — даже сам, вручную, вытачивает для них деревянные колодки.

HBR: Как вы стали дизайнером обуви?

Бланик: Отец хотел, чтобы я стал юристом-международником, но я попросил разрешения поступить в художественную школу. Я мечтал заниматься творчеством, делать что-нибудь руками. Я поехал в Англию; там познакомился с людьми, которые создавали потрясающие вещи. В 1972 году один из них, [модельер] Оззи Кларк, предложил мне делать обувь для его дефиле. Но если бы я в Америке не показал свои эскизы Диане Вриланд, редактору Vogue, не знаю, что было бы со мной. Именно после встречи с Дианой я серьезно взялся за обувь.

Почему именно обувь?

Потому что она словно живет своей собственной жизнью. Туфли на полу — самостоятельный объект. В то же время они часть одеяния — их надо носить. Мне нравится смотреть, как люди ходят в туфлях, как они украшают ногу. Обувь привносит в нашу жизнь нечто новое. Это развлечение для женщин. Или для их мужей.

Вы сразу добились успеха?

Я ничего не понимал в этом ремесле. Осваивал его около десяти лет — не в школе, на фабриках. Но мне повезло: Бьянка Джаггер, Палома Пикассо, Мариса Беренсон — эти гениальные женщины приходили в восторг от всего, что я делал. Тогда носили ужасные платформы — моя обувь была другой. Я люблю классический стиль, девятнадцатый век. Может, в этом все дело.

Как вы совмещаете искусство и коммерцию?

Я не могу заранее сказать, что будет продаваться. Да, я делаю моду, но менять ее полностью от сезона к сезону, по-моему, отвратительно. Конечно, я понимаю, какая сейчас экономическая ситуация. Не всем по карману покупать мою обувь. Но она сделана вручную, из красивых материалов, и выпускать ее по $150 невозможно. И ведь туфли будут вам служить; вы же не собираетесь выбросить их через несколько месяцев.

Взялись бы вы делать обувь для какой-нибудь недорогой розничной сети?

Да, если бы мне предложили. Если можно оставить тот же фасон, но вместо изысканнейшего шифона использовать очень хороший лен — замечательно. Отличная идея! Почему вы держитесь за независимость?

Мне не нравятся крупные компании: там, чтобы сделать какую-нибудь мелочь, надо без конца совещаться. Я это не выношу. У нас семейный бизнес: моя сестра, племянница и еще несколько человек. Мне так проще. Если я вдруг запаниковал или разозлился, я просто извинюсь. Тут я сам придумываю всю обувь, а в большой компании мне бы этого не позволили. Я не хочу подчиняться чужому влиянию. Иногда получается, иногда — нет, но это сделано мной, это моя идея, я все отслеживаю от начала до конца.

Включая работу на фабрике?

Да, я так отдыхаю. Иногда там провожу целый день и потом спохватываюсь: «Надо же! Я и не знал, что уже так поздно». Время летит быстро, потому что я каждую секунду наслаждаюсь жизнью. Это счастье — делать то, что любишь, да еще иметь некоторый успех.