Три точки опоры: как укрепить фундамент инноваций | Большие Идеи
Инновации

Три точки опоры: как укрепить фундамент инноваций

Дан Медовников
Три точки опоры: как укрепить фундамент инноваций
Фото: Erick Butler / Unsplash

За последний год концепт импортозамещения уступил центральное место в политэкономической повестке новой гранд-идее — технологическому суверенитету. Мы теперь уже собираемся не просто копировать и замещать импортированные решения, но и создавать собственные, причем зачастую оригинальные. Принята амбициозная концепция технологического развития, анонсируются прорывные проекты в горячих технологических секторах, таких как искусственный интеллект, квантовые технологии, беспилотники, композитные материалы. 

Хотя сам термин «инновации» при этом не используется, очевидно, речь идет о заявке на новый цикл инновационной политики.

Между тем и в кругу специалистов, и среди широкой публики распространено скептическое отношение к инновационной составляющей российской экономики. Это неудивительно. По самым разным показателям, характеризующим инновационную ситуацию в национальных экономиках (например, доля инновационно активных предприятий, соотношение частных и государственных затрат на инновации, доля затрат на НИОКР в ВВП, количество регистрируемых патентов, объем высокотехнологического экспорта и т. д.), мы давно и заметно отстаем от стран инновационных лидеров. Это подтверждается и, мягко говоря, средними позициями России в различных международных инновационных рейтингах и индексах. Что нам мешает и возможно ли улучшить ситуацию и действительно продвинуться по суверенной «технологической» траектории?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нашей недавней истории. В прошлом году Институт менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке компании «Иннопрактика» провел исследование «30 лет инновационной политики России», в котором на основе анализа публикаций и углубленного интервьюирования главных акторов российской инновационной сферы (политиков, экспертов, топ-менеджеров крупных и среднекрупных компаний) была предпринята попытка разобраться с логикой и этапами российской инновационной истории и предложить рекомендации для ее нового цикла.

С 1991 по 2021 год российская инновационная политика прошла три этапа, каждому из которых мы предложили свое название: 1991—2000 годы — «Первые шаги», 2001—2012 годы — «Время завышенных ожиданий» и 2013—2021 годы — «Избавление от иллюзий». В определенном смысле их можно сопоставить с участками «кривой Гартнера»: триггер — движение к пику завышенных ожиданий — разочарование и плавный выход на «склон просветления». Любопытно, что до рассматриваемого исторического отрезка, в советский период, страна как раз была близка к технологическому суверенитету (насколько полному — отдельный вопрос) и спустя три десятилетия снова ставит перед собой такую задачу. Расставшись с советской инновационной системой, практически разрушив ее на первом этапе, на втором мы перешли к копированию западной инновационной системы (прежде всего, американской), но больших успехов не достигли и на третьем этапе стали отходить от активной инновационной повестки в направлении импортозамещения и больших государственных проектов. С прошлого года императив именно инновационного развития опять встал перед нами в полный рост. Чтобы вновь не пойти по порочному историческому кругу и выйти-таки на «склон просветления», стоит приглядеться к опыту компаний-инноваторов. Рассмотрим в этой связи три соображения.

Первое. Инновационная политика государства бывает трех типов: линейная, укладывающаяся в логику поэтапного развития технологии от научных исследований до масштабирования в промышленности; проектная, ориентированная на реализацию проектов как ответ на возникшие вызовы и угрозы; экосистемная, цель которой — тонкая модерация инновационной среды, экосистемы, состоящей из множества игроков со своими целями и стратегиями. Это вполне соответствует трем моделям корпоративного инновационного процесса. В конкурентоспособной, инновационно активной компании должна быть и традиционная линия R&D, и управление инновационными проектами, возникающими как ответ на внешний вызов или открывшуюся рыночную возможность, и корпоративная инновационная экосистема, работающая с многочисленными внешними и внутренними агентами инноваций. Главное — все три модели должны работать одновременно, а вот распределение ресурсов между ними, способ управления и гармонизация временных горизонтов, на которых контролируется результат, зависят от топ-менеджмента или правительства.

советуем прочитать

Об авторе

Дан Медовников — директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать