Корпоративный жук: как распознать лжевизионера | Большие Идеи
Управление инновациями

Корпоративный жук: как распознать лжевизионера

Ольга Семенова , Роман Кукшинов
Корпоративный жук: как распознать лжевизионера
Фото: Rishi Deep / Unsplash

Ломехуза (Lomechusa strumosa) — маленькое насекомое, неофициально именуемое «жук-драгдилер». Паразитирует на муравьях, пользуясь их ресурсами, а взамен выделяет своеобразный наркотик, вызывающий у муравьев эйфорию. Появление ломехуз влечет неизбежную гибель муравейника, так как следующие поколения муравьев утрачивают способность эффективно добывать ресурсы, но потребляют их на том же уровне, что и здоровые особи. Со временем ресурсы истощаются, и муравейник погибает.

Некоторые ученые считают, что социальная организация муравьев чем-то похожа на организацию человеческого общества. Было бы любопытно провести аналогии, учитывая, что люди также склонны очаровываться и зачастую падки на разного рода «наркотики».

Нашествие визионеров

VUCA-мир меняется быстро и непредсказуемо, в нем непросто выжить и конкурировать. На эту тему рассуждает огромное количество экспертов: футурологи, экономисты, политологи, специалисты по технологическим и социальным инновациям и многие другие. «Черные лебеди» уже не так редки и становятся практически неотъемлемой частью современного бизнес-пейзажа.

Все это ставит собственников и руководителей компаний в принципиально новую ситуацию. Раньше, чтобы добиться успеха, им было достаточно глубоко понимать свой бизнес. Они демонстрировали высокий уровень критичности по отношению к грядущим переменам, считая их не относящимися к делу. Теперь же многие из них убеждены, что перемены — реально могут подорвать существующий бизнес. А раз так, то собственнику и руководителю нужно во всех трендах разобраться, и может быть, даже возглавить.

Управленческая команда слишком загружена текущей работой (сложные рыночные условия, KPI, рутина) и, как правило, не может ответить на потребности шефа в «видении будущего». Это вынуждает руководителя искать такого человека вовне — среди тех, кто про будущее думает и активно его обсуждает, кто может дать ему точку опоры и представление, что ждет его бизнес (желательно, четкое, красивое и оптимистичное). И такой человек находится. Яркий, подкованный, уверенный, достаточно публичный и харизматичный. Он может нарисовать для компании картинку масштабных перспектив, снабдив ее большим количеством слайдов и схем. Этому человеку всегда есть что сказать на заседаниях правления, и говорит он очень уверенно. Рядом с ним руководитель начинает себя чувствовать намного комфортнее, периодически впадает в эйфорию, но сам, как правило, не в состоянии оценить реалистичность перспектив.

Наблюдая все это, можно с достаточной долей уверенности предположить, что перед вами «корпоративная ломехуза».

Что за зверь

Давайте разберемся, что же это за противоречивая фигура, «корпоративная ломехуза», и чем она может угрожать «муравейнику», то есть компании.

Возможно, вы встречали определенный тип коллег, которые занимали достаточно статусные позиции и подчинялись первым лицам или даже собственникам. В легких случаях это были советники по чему-либо (общим вопросам), в запущенных ситуациях «ломехузы» отвечали за стратегию (управление изменениями, исследования, развитие).

Казалось бы, в большинстве бизнесов есть такие направления, они необходимы, и есть люди, их возглавляющие. Как же определить, где поселилась «ломехуза» и как отличить ее от реального стратега?

Можно выделить следующие признаки паразита:

  • «Ломехуза» паразитирует на модных темах с размытыми понятиями. Примеров много: лидерство, цифровизация, будущее и т. п.
  • Декларируемые «ломехузой» идеи не воплощаются в осязаемые продукты и результаты, потому что изначально малореалистичны, но красиво поданы.
  • «Ломехуза» — частый гость статусных международных мероприятий/конференций, любит коллекционировать образовательные курсы известных бизнес-школ. Все это щедро оплачивается работодателем.
  • Имеет мнение по любому обсуждаемому общекорпоративному вопросу. При этом качество и экспертность этого мнения вызывает сомнения у тех, кто занимается направлением профессионально.
  • Как правило, его KPI размыты, в них минимум количественных критериев. В некоторых случаях «ломехуза» вообще не имеет таких показателей.
  • Держится в организации особняком, тесно взаимодействует в основном с высшим руководством и своим подразделением. Не любит вступать в кооперацию с остальными.
  • Самое главное — «ломехуза», в отличие от стратега, обсуждает будущее и перемены как абстрактную возможность, часто догматически — как миссионер. У нее отсутствует стратегический проектный замысел, как построить для компании мостик в это будущее. Она часто даже не стремится к такой практической реализации.

советуем прочитать

Об авторах

Ольга Семенова Ольга Семенова — директор образовательных программ московской школы управления «Сколково».

Роман Кукшинов Роман Кукшинов — проектный технолог Московской школы управления «Сколково».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать