Почему не все понимают, что такое инновации | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Почему не все понимают, что
такое инновации

Чем отличаются инновации от изобретений и что нужно для инновационности

Автор: Владимир Коровкин

Почему не все понимают, что такое инновации
Иллюстрация: Matt Ridley/Unsplash

читайте также

Как не испортить себе отпуск после того, как он закончился

Иван Кириллов

Рыцари печального возраста

Юлия Фуколова

Четыре совета по улучшению офисного пространства

Салли Августин

Что делать, если босс помешан на контроле

Карен Диллон

О необходимости инновационного развития российской экономики говорится годами, однако наблюдаемый прогресс достаточно скромен. Одной из важных причин такой ситуации оказывается культурный барьер, непонимание сути инноваций в современной экономике. 

Мой опыт преподавания на программах Московской школы управления «Сколково» позволяет собрать определенную статистику: 21% слушателей нескольких потоков программы для производственных компаний считают приоритетными инновации в технологическом процессе, 19% —  в свойства выпускаемой продукции, лишь 1,5% ассоциирует инновации с изменением бизнес-моделей, 8% — с вовлечением клиентов. 

Эти данные можно сравнить с результатами опроса консалтинговой компании PWC. Для западных менеджеров продукт также стоит на первом месте — 26%, но за ним идут бизнес-модель — 17% и клиентский опыт 15%.

Таким образом, большинство российских менеджеров понимают инновации достаточно узко — как изменение продукта или производственного процесса. Этот взгляд существенно ограничивает спектр возможных действий, отсекая, среди прочего, области инноваций, позволяющие достичь результата относительно быстро и дешево. 

Отличительной характеристикой изобретения является техническая новизна, наличие кардинально нового элемента, создающего новые свойства продукта — именно этот критерий во всем мире определяет решение о выдаче изобретательского патента. Однако в основе многих успешных бизнесов нет ничего похожего на изобретение. Есть ли существенная техническая уникальность у Amazon.com или Uber? В момент выхода на рынок первого iPhone он казался очень необычным продуктом, однако почти все его «фишки» уже были реализованы в различных экспериментальных и серийных устройствах.

Есть и обратные примеры. История российской инженерной мысли знает немало случаев, когда успешно решившие техническую задачу изобретатели, Яблочков (лампа накаливания) или Попов (радио) проигрывали зарубежным конкурентам в скорости внедрения и оказывались незаслуженно забытыми. Возьмем пример Попова и Маркони. Примерно одновременно (1896—1897 год) они создают на основе колебательного контура Герца работоспособные приборы «беспроводного телеграфа». Но дальше Маркони регистрирует акционерное общество, и три года спустя у него есть портфель установленных передатчиков, а на его заводе работает 50 человек. Попов тратит это время на технические эксперименты на российском военном флоте, никаких не коммерциализируя технологию. В результате к середине 1900-х на мировом рынке присутствуют системы Маркони, немецкой Telefunken, французской Ducretet — но, увы, не Попова. 

Именно в этом суть отличия изобретений от инноваций. Последние означают прежде всего рыночный успех. Например, лампочка Эдисона. К моменту появления его патента лампы накаливания уже несколько лет существовали на рынке, включая и российскую конструкцию А. Лодыгина, но имели весьма ограниченное проникновение. Изобретением Эдисона был винтовой цоколь, позволявший сделать лампу легко заменяемой и, следовательно, одноразовой. Это открывало путь к резкому росту использования, снимая главный барьер к превращению электричества в базовый способ бытового освещения. Становилась экономически целесообразной центральная генерация электрического тока — отсутствие которой было важным сдерживающим фактором проникновения электрических систем. Фактически, один ход с цоколем — не имевший ни малейшего отношения к электротехническим свойствам лампы — запустил всю современную экосистему электричества.

Приведенные примеры начались с изменений в свойствах продукта, но инновации могут происходить по всему периметру бизнеса. Распространенной моделью является «10 типов инноваций» Доблина, которое иногда называют «инновационным пианино». Она показывает, что пространство для кардинальных изменений есть в любой составляющей бизнеса — от способа, которым зарабатывается прибыль, до методов вовлечения клиента. 

Часто несколько типов инноваций оказываются неразрывно связаны между собой. Один из любимых примеров в бизнес-школах — история сети магазинов косметики The Body Shop. Необычная для своего времени (конец 1970-х) продуктовая формула с использованием только органических ингредиентов привела к новым идеям в коммуникации: описание состава продукта на лицевой стороне этикетки, вызвала к жизни особую структуру компании и корпоративную культуру, потребовала налаживания особой сети поставщиков и т. д. В результате компания на определенное время получила серьезное конкурентное преимущество на очень сложном рынке.

Исследования показывают, что успешные фирмы интегрируют в своей деятельности в среднем почти четыре разных типа инноваций. Динамика капитализация компаний, способных одновременно реализовывать пять типов и больше опережала индекс S&P 500 в два с лишним раза.

Почему каждая компания мира не встает на инновационный путь при всех его очевидных выгодах? Прежде всего, сложность заключена в конкурентном характере рыночной экономики — степень вашей инновационности определяется не вами, а скоростью изменений ваших конкурентов. В основе каждого успешного современного бизнеса когда-то лежала инновационная идея, но многие затем потеряли темп в рыночной гонке, не заметив, как идея, которая когда-то была прорывом, стала мейнстримом. Замечательным примером являются 3M или General Electric, инновационные лидеры прошлого века, разработавшие многие современные принципы управления инновациями. С тех пор мир ускорился и то, что было уникальным сорок лет назад — как корпоративная культура 3M — стало объектом копирования и творческого развития.

Постоянное генерирование новых достаточно смелых и неожиданных идей — главный вызов инновационного развития бизнеса. Настоящие инновации не рождаются аналитическим образом, путем перебора лежащих на поверхности вариантов — ведь ровно та же информация оказывается доступна конкурентам. Для того, чтобы вырваться вперед нужна смелая задумка и воля к ее воплощению, часто вопреки доминирующему на рынке мнению. Надо отдавать себе отчет в том, что всегда возможен провал, и быть готовым научиться на ошибках. Малым компаниям часто внутренне проще принимать сильные, неординарные решения, но у них может быть меньше ресурсов для их воплощения в жизнь. Ахиллесова пята крупного бизнеса — внутренняя иерархия, боящаяся принимать риски и делать серьезные ставки.

В итоге разница подходов к инновациям в крупном и малом бизнесе определяется не столько размером, сколько доминирующей в нем культурой. Такие компании, как Google, Apple или Tesla, давно ставшие гигантскими корпорациями, по-прежнему демонстрируют высокую инновационность. Я не случайно привожу примеры компаний, прочно ассоциирующихся с «цифровой экономикой» — в наше время именно цифровые технологии так или иначе создают возможности для прорывных бизнес-идей. При этом важно понимать, что они являются лишь инструментом реализации, само по себе нагромождение цифровых систем никак не приведет к конкурентному преимуществу. 

В недавно вышедшей книге «От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек» мы с Виктором Орловским даем дорожную карту инновационной трансформации бизнеса для крупных компаний. Ее основные компоненты:

  • развитие способности создавать «внутренние стартапы» с рискованными идеями, имеющими потенциал взрывного роста;

  • создание внутри компании особой когорты «техно-менеджеров», одновременно владеющих современными технологическими платформами и способными сформулировать новые идеи их применения в бизнесе;

  • творческий подход к модели получения прибыли (первая «клавиша» на «инновационном пианино» Доблина);

  • умение своими руками разрабатывать платформы и системы, на основе которых может быть получено конкурентное преимущество на рынке.

Следование этой карте потребует от многих компаний кардинального пересмотра сложившихся управленческих подходов и практик. Но этого пересмотра не надо бояться. К счастью или несчастью мы живем в эпоху, в которой единственная константа — это быстрые перемены, постоянно переопределяющие конфигурации казалось бы самых консервативных рынков. 

Об авторе

Владимир Коровкин — профессор бизнес-практики Московской школы управления Сколково», руководитель направления цифровые технологии.