Стреляй не целясь! | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стреляй
не целясь!

Автор: Ширки Клэй

читайте также

«Шесть сигм» для ценообразования

Содхи Манмохан,  Содхи Навдип

Как самовывоз может помочь ритейлерам после пандемии

М. Серкан Актюрк,  Майкл Кетценберг

Учесть самый главный риск

Джик Джон,  Сливоцки Адриан

«Harvard Business Review — Россия»: август 2018

Одним из многих достижений цифровой эры стали программы с открытым исходным кодом. Такие проекты, как операционная система Linux и веб-сервер Apache, объединили усилия разрозненных программистов, которые бесплатно создали продукты высокого класса, о чем пишут буквально все деловые издания.

Но стоит повнимательнее взглянуть на экосистему, в которой создаются программы с открытым кодом, и взору предстанет совершенно иная картина. К примеру, на крупнейшем в мире сайте разработчиков таких программ — Sourceforge зарегистрировано более 100 тысяч программ, и самые популярные скачиваются десятки тысяч раз за день. Однако исходным кодом множества софтверных проектов пока заинтересовались единицы, а большинство проектов вообще заморожено, потому что никто ими не занимается.

Итак, чаще всего программы с открытым кодом оказываются невостребованными. Но значит ли это, что пресса слишком преувеличивает успех нескольких удачных проектов? Отчасти да, но из этого не следует, что компании, которые опасаются конкуренции со стороны существующих и будущих «открытых» проектов, могут перевести дух. Открытые системы — угроза бизнесу не только там, где они добиваются больших успехов по сравнению с коммерческими, но и там, где терпят неудачи, потому что они способны расти не вопреки, а благодаря провалам.

В традиционном бизнесе пробы и ошибки обходятся дорого, ведь недешево само время на обсуждение идеи, и вдобавок, чтобы отличить удачный проект от неудачного, необходимо провести испытания. Поэтому даже компании, которые сделали ставку на экспериментирование, изо всех сил стремятся снизить вероятность неудач. А поскольку провал идеи, которой дали зеленый свет, всегда заметнее, чем тихая смерть радикального многообещающего предложения, отметенного еще на ранних подступах, люди склонны действовать очень осторожно.

Напротив, в открытых системах неудача не влечет финансовых потерь — потому, что не нужно особенно координировать работу участников проекта, и потому, что каждый автор готов взять на себя часть рисков, связанных с неуспехом. Никто не спрашивает, можно ли реализовать новый подход, — достаточно просто попробовать. Здесь нет организационного барьера между идеей и действием, ведь здесь не нужно никого убеждать в том, что овчинка стоит выделки. Низкая стоимость экспериментов означает, что участники проекта могут действовать методом проб и ошибок, приближаясь к успеху.

В системах, где любой имеет право делать все, что захочется, хорошее отличают от плохого уже постфактум. Например, отфильтровать чушь на этапе создания записей в блогах гораздо дороже, чем позволить авторам писать все, что им взбредет в голову. Поэтому появились поисковики по блогам вроде Technorati, которые вычленяют стоящие публикации; выбор делается по принципу поисковой системы Google — авторитетность источника определяется по количеству ссылок на него с других сайтов. Установить фильтр на входе в блог — задача слишком трудоемкая; если же вообще не регулировать контент, то его скорее всего никто не будет читать. Средний путь — сначала публикация, а затем фильтрование — позволит удержать проект на высоте.

Эта модель уже выходит за пределы программистского сообщества и СМИ. Та же тенденция — в организации сетей. Самая активная группа на сайте поиска друзей по интересам meetup.com — неработающие матери. Особенно это онлайновое общение полюбилось жительницам пригородов — здесь они знакомятся друг с другом. Создатели сайта — молодые одинокие интеллектуалы, которые живут в большом городе. Как же они угадали, что сообществу неработающих женщин нужен такой сервис? На самом деле они ни о чем таком и не думали, а просто дали возможность группе пользователей самим организоваться в сеть. Большинство заявленных групп так и не смогло сплотиться, другие малопопулярны, но есть и очень известные сообщества. Другими словами, здесь все как в проектах с открытым кодом.

Конечно, мы не призываем экспериментировать во всем. Никуда не деть административные расходы — вряд ли удастся заставить людей, которые работали над неудачной идеей, компенсировать затраты из своего кармана. Поэтому никакие инновации «с открытым кодом» невозможны в условиях, когда компания полностью их контролирует и приобретает всю выгоду. В некоторых фирмах производственный процесс и штатная структура столь жестки, что и речи не может идти о каких-либо радикальных нововведениях. Тем не менее изобретательные менеджеры все равно придумывают, как объединить усилия разных участников в экспериментальный проект. Самое правильное — отдать эти эксперименты на откуп тому, у кого есть свой интерес, — профессиональное любопытство или стремление повысить свою квалификацию и авторитет среди коллег. Такой симбиоз позволяет традиционным компаниям шире использовать преимущества открытых систем.