Четыре источника прорывных идей | Большие Идеи
Управление инновациями

Четыре источника прорывных идей

Сергей Салкуцан
Четыре источника прорывных идей
Фото: Skye Studios / Unsplash

Компаниям, стремящимся удержать или, наоборот, занять лидерские позиции, важно сохранять инновационную активность и вкладываться в решение перспективных задач. Это способ обеспечить непрерывное устойчивое развитие и сократить производственные издержки. Сейчас важно понять, где могут возникнуть прорывные задачи, неожиданные направления научной деятельности или новые отрасли. Совместно с Центром стратегических разработок «Северо-Запад» мы выпустили серию докладов, в которой постарались проанализировать источники появления новых индустрий.

Сегодня таких областей десятки, но я бы выделил три, в которых пока нет явных лидеров, а значит, существуют возможности для развития. Первая — технологии искусственного интеллекта. Одна из ключевых сфер, где ожидается их расцвет, — промышленность. По оценкам McKinsey, ИИ может приносить около $3 трлн ежегодно в восьми отраслях промышленности. Наибольшая прибыль ожидается в автомобилестроении и передовой электронике, а максимальный эффект по отношению к выручке прогнозируется в секторе высоких технологий. Вторая сфера — новая химия, обеспечивающая как более высокое качество жизни населения, так и целые рынки зеленых технологий, электроэнергетики, медицины, питания, новых материалов. Это растущие рынки и во многом они связаны с науками о материалах. Россия может реализовать свой научный потенциал, дополнив инструментарий исследований передовым опытом использования цифровых подходов. Это поможет обеспечить выход на новые быстрорастущие технологические рынки. Третья сфера — технологии синтетической биологии, от которых зависит будущее фармацевтики, обеспечения продовольственной безопасности страны, восполнение разорвавшихся технологических цепочек в сельском хозяйстве.

Спрос на решения в этих сферах в ближайшие годы будет только расти. Но где искать идеи для прорывных инноваций в новых реалиях?

Центры компетенций и R&D-подразделения

Выделяя инновационные функции в отдельные структуры, компания фактически создает у себя «фабрику идей». В рамках центра компетенций бизнес при поиске новых решений отталкивается от текущих проблем. Основная задача таких центров — углубить и расширить компетенции, имеющиеся внутри организации. Группа аналитиков мониторит процессы, изучает тренды, ищет возможности для повышения эффективности работы. Чаще всего такую структуру можно встретить в крупных высокотехнологичных и производственных организациях — в промышленных, нефтегазовых, телекоммуникационных и ИТ-компаниях.

R&D-подразделения, в свою очередь, нацелены на работу на опережение. Они проводят поисковые исследования, готовят ответы на будущие угрозы, выполняют опытно-конструкторские разработки. Такие департаменты есть и у фармкомпаний, и у крупных косметических брендов, и у производственных предприятий — словом, во всех сферах производства. Оставляя технологический процесс внутри, бизнес получает ряд преимуществ: предлагаемые решения легко внедрить, так как они решают проблему конкретной компании или конкретного производства, а экспертиза сохраняется и наращивается внутри.

Необходимо понимать, однако, что конкурентоспособность этих структур напрямую зависит от профессионального уровня команды, да и содержание штата требует значительных ресурсов. Чтобы сократить расходы, некоторые компании отдают часть исследовательских процессов на аутсорсинг — например, развивают коллаборации с университетами в сфере науки и разработок. Это особенно актуально, когда для решения отдельных задач требуется привлечь специалистов узкого профиля. Сегодня почти все крупнейшие вузы страны — Политех Петра Великого, ИТМО, МФТИ, МИСИС и другие, участвовавшие в программах НИУ, «5-100», «Приоритет-2030» и т. д. — имеют собственную научную базу и научные лаборатории. Они сотрудничают с бизнесом и выполняют для него исследовательские работы на заказ.

Помимо прямого сотрудничества с вузом, бизнес может принять участие в передовых инженерных школах. Это один из ключевых проектов в стране, ориентированный на взаимодействие бизнеса и академической среды. Школы запущены на базе 30 российских университетов — их участники вместе с индустриальными партнерами решают передовые инженерные задачи и готовят кадры. Примеров сотрудничества много: Политех вместе с Росатомом и «Газпром Нефтью» занимаются цифровым инжинирингом, КФУ развивает с «Камазом» направление «Кибер Авто Тех», ИТМО с «Татнефтью» и «Газпром Нефтью», а также МАИ с ГК «Русагро» и МГТУ им. Н. Э. Баумана с «Роскосмосом» развивают передовые инженерные школы.

Скаутинг идей через стартапы

Год от года растет количество инструментов, которые корпорации используют для работы со стартапами. В 2020 году, по данным исследования «Стартап Барометр», их насчитывалось уже 113. По последним данным этого же исследования, в 2021 году самыми эффективными бизнес считает совместные пилотные проекты (70%), поиск идей на рынке под запрос (47%), венчурные фонды (39%) и корпоративные акселераторы (37%). Также отмечается, хоть и сдержанно, стимулирование предпринимательства внутри компании, когда сотрудники предлагают и развивают собственные идеи, имея возможность потом выделиться в отдельное направление бизнеса. Кроме того, действенными считаются участие в различных форумах и мероприятиях и проведение собственных хакатонов и других конкурсов. Наиболее активные игроки — крупные экосистемы вроде «Сбера», VK (бывший Mail.ru), «Яндекса», МТС. Примеры компаний, занимающихся скаутингом новых решений — скажем, через корпоративные акселерационные программы, — есть почти во всех отраслях: и в электронной торговле (Ozon), и в логистике («Почта России»), и в промышленном секторе (Росатом, «Газпром Нефть», «ОДК», «Интер РАО») и т. д.

Работа со стартапами — возможность для бизнеса преодолеть ограничения собственного R&D-потенциала. Внутренние ресурсы и возможное количество экспериментов не бесконечно, поэтому, привлекая разные стартапы, компания получает не одно, а сразу множество решений своей задачи. Это экономит время на разработку и создание прототипа. Чтобы взаимодействие было успешным, прежде всего, нужен заинтересованный менеджмент и понимание того, для каких целей эта работа ведется.

Запуская взаимодействие со стартапами, бизнес может найти интересные технологии, которые только появляются на рынке. А их дальнейшее внедрение дает возможность быстро выйти на новый рынок или получить уникальные конкурентные преимущества. К примеру, метеорологический стартап Aerostate после прохождения акселерационной программы «Яндекса» стал частью приложения «Яндекс.Погода». Таким образом корпорация получила уникальную технологию, которая позволяет определять погодные условия с точностью до дома.

советуем прочитать

Об авторе

Сергей Салкуцан — генеральный директор Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Казна на поживу
Анна Натитник