В России не хватает грамотных управленцев | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В России не хватает
грамотных управленцев

Нехватка толковых руководителей.

Автор: Ванхонакер Вилфрид

В России не хватает грамотных управленцев

читайте также

Глава Bolthouse Farms: как мы сделали морковку модной

Данн Джеффри

Почему врачам не стоит отказываться от Apple Watch

Анупам Б. Джена,  Кристофер Уоршэм

Как ставить задачи сотрудникам, чтобы потом не пришлось всё переделывать

Сабина Наваз

Таможенный блюз

Пять лет, с 2007 по 2011 год, я был деканом Московской школы управ­ления «Сколково». Этот бесценный опыт, равно как и опыт общения с бизнесменами, убедил меня в том, что в России немало умных творческих личностей, способных рождать новаторские идеи. Поэтому не дефицитом талантов я склонен объяснять недостаточную предпринимательскую активность в России, а, скорее, неумением управлять креативными людьми и отсутствием институциональной базы, необходимой для поиска, стимуляции, развития и поддержки талантливых предпринимателей. Острая нехватка толковых руководителей губит на корню гениальные задумки и проекты и приводит к краху многие компании. Российские топ-менеджеры проявляют находчивость в авральных ситуациях, предпочитают временные решения капитальным, а форму — содержанию. Разве это альтернатива владению разумными методами управления?! Если ресурсами, активами и идеями не управлять должным образом, они превращаются в обузу. Есть и еще одна проблема, к которой приводит нехватка компетентных руководителей, — отсутствие образцов для подражания, так называемых ролевых моделей, необходимых для становления нового поколения.

По моим наблюдениям, современные российские топ-менеджеры в массовом порядке взяли на вооружение несколько однотипных управленческих прие­мов, основанных на сочетании давления и контроля с запугиванием и унижением. За неимением лучшего термина я бы описал этот сомнительный метод словом «бездушность». Чем бы ни объяснялась приверженность этому методу — культурными, политическими, историческими, национальным или иными особенностями, — с его помощью никогда не удастся создать профессиональную команду руководителей. Сегодня, чтобы удержаться на плаву, люди, занимающие ответственные посты, как радиолокаторы повышенной чувствительности, пытаются уловить малейшие колебания политического климата в компании. На это направлены все их силы и способности. О какой высокоэффективной команде может идти речь в такой ситуации? О каком лидерстве на рынке? Талантливых и грамотных управленцев в России настолько мало, а их способности и услуги порой настолько не востребованы, что в это даже сложно поверить. Неполноценность необходимых для предпринимательства институциональных структур, сомнительные и негибкие методы ведения бизнеса, отсутствие профессионалов в области управления — вот печальная картина российской действительности.

Руководить людьми — значит мотивировать их, доверять им, не держать их под постоянным контролем, но при этом не позволять им расслабляться и забывать об ответственности. Успех и эффективность организации во многом зависят от сотрудников, от того, верят ли они в свою компанию, доверяют ли ее руководителям, увлечены ли общим делом и готовы ли ради него выкладываться по полной. В культуре, основанной на давлении власти, многие российские организации гибнут под гнетом систем KPI, которые на поверку оказываются лишь программами поощрения лояльности. Безграмотное руководство превращает разумные и действенные методы управления в пустую трату времени и сил. Так плодятся бездушные компании, сотрудники которых привыкли делать по минимуму, а требовать по максимуму, следуя принципу: «Побереги силы на рабочем месте — они потребуются для выбивания бонуса». В таких условиях устойчивый, развивающийся и эффективный бизнес не построить.

Но ситуацию можно изменить. Ведь вырастить когорту грамотных руководителей не так уж и сложно. Прежде всего, необходимо осознать, что профессиональный управленец — не обуза, а ценный актив, и организовать несколько качественных программ MBA/EMBA, направленных на всестороннюю подготовку будущих руководителей. К сожа­лению, курсы, действующие сегодня, зачастую делают слишком большой упор на научный аспект обучения и слишком мало внимания уделяют практическим вопросам. Поэтому цель современного бизнес-образования — найти золотую середину между этими крайностями: слушатели должны не только знать, что нужно делать, но и понимать, как именно этого можно добиться. И возглавлять такие программы должны преподаватели-профессионалы, обладающие опытом обучения управленцев самого высокого уровня.