Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл | Большие Идеи
Управление инновациями

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл
Estúdio Bloom / Unsplash

От редакции. Как инновации проникают в ритейл? Почему в магазинах далеко не всегда нужны продавцы и как обходиться без них? Что полезнее для покупателей — дополненная реальность с говорящими персонажами или видеокамера на весах? На эти и другие вопросы дает ответы книга Никиты Аронова и Дмитрия Соколова-Митрича о развитии российского ритейла на примере крупнейшей торговой сети X5 Retail «Цивилизация X5», которая вышла этой осенью в издательстве АСТ. Мы публикуем несколько фрагментов из нее.


В разгар второй волны пандемии, в октябре 2020 года, в цокольном этаже обычного жилого дома в Новой Москве открылся первый в России магазин без продавцов. Это была «Пятерочка», только совсем крошечная и совсем без продавцов, точнее первое время один живой человек в ней все-таки присутствовал. Он объяснял покупателям, как этим новым магазином пользоваться.

Например, для начала надо скачать особое мобильное приложение, зарегистрироваться и привязать к нему банковскую карту, только после этого можно отсканировать Qr-код и открыть дверь. Потом уже есть выбор: можно просто обходить полки, сканировать товары и оплачивать их в приложении, а можно собрать все в корзину и расплатиться на кассе самообслуживания…

«Когда в январе 2018 года в Америке открыли первый такой магазин, то планировали в ближайшие год-два развернуть три тысячи Amazon Go. Сейчас их всего двадцать шесть, — констатирует руководитель портфеля инновационных продуктов X5 Роман Тимаев. — Проблема на самом деле в том, что технологии у них очень дорогие. Камеры контролируют товары с четырех ракурсов, в каждую полку встроены весы. Мы изучили этот проект и поняли, что у нас он не будет иметь экономического смысла. Мы же не инновациями ради инноваций занимаемся. Наша задача — повышать эффективность бизнеса».

Но потом представители X5 увидели в Китае местные магазины без продавцов: BingoBox и Auchan Minute. Это отдельно стоящие торговые точки размером с морской контейнер, каждая заметно дешевле американских аналогов. Секрет прост: китайские камеры следят не за товарами, а за покупателями. Они распознают клиента на входе и сразу находят его и его кредитную карту, что сводит на нет любые попытки магазинного воровства. Если в Amazon Go товар можно сразу класть в сумку и деньги снимаются автоматически, то в Китае придется воспользоваться кассой.

«Мы поняли, что там нет никаких дорогих технологий и мы можем реализовать похожий проект своими силами», — вспоминает Роман Тимаев.

Российский вариант магазина без продавцов — это что-то среднее между американским и китайским опытом. Лица тут не распознаются, товары тоже, но камера видит, сколько конкретно единиц взято с полки и смотрит потом, чтобы все они были оплачены, а кроме того, отслеживает перемещение покупателей по торговому залу. Данные касс и покупок в приложении позволяют следить за товарными остатками. Как только чего-то не хватает, заказ автоматически поступает специальному сотруднику, который едет за недостающими продуктами в магазин-донор.

Один сотрудник на небольшой машине-каблучке может обслуживать сразу пять торговых точек без продавцов. Он же должен следить за свежестью, перебирать фрукты и овощи. Все это занимает лишь пятнадцать-двадцать минут: магазин-то маленький. Второй сотрудник, который иногда сюда заходит, — это уборщик. Кроме того, за торговым залом постоянно наблюдают через видеокамеры, и если кто-нибудь, скажем, разольет пакет молока, уборщика пришлют в кратчайший срок. Площадь магазина — восемьдесят квадратных метров. Почти вчетверо меньше обычной маленькой «Пятерочки»: в нем всего девятьсот товарных наименований.

«Мы в шутку называем этот проект «холодильником на первом этаже, — говорит Роман Тимаев, — потому что его можно поставить буквально на первом этаже любого дома или у метро, или в офисном центре. Естественно, в разных случаях там будет разный набор товаров. У метро — все, что нужно купить по дороге домой, в бизнес-центре — готовые супы и салаты с нашей фабрики-кухни».

Со временем это будет просто еще один формат «Пятерочки», только маленький. В общем, магазин без продавцов в России скоро станет обыденностью…

В Лаборатории инноваций X5 работает всего двенадцать человек: шесть разработчиков, один аналитик и инженеры. Еще в команду дирекции по инновациям входят специальные охотники за интересными новинками, которые ездят по выставкам и инновационным предприятиям по всему миру, договариваются о партнерствах с акселераторами и венчурными фондами, проводят хакатоны, принимают участие в демоднях, и руководители проектов, которые обеспечивают взаимосвязь с реальным бизнесом и непосредственную реализацию пилотов и проектов «на земле», ведь любое новшество дирекция сначала внедряет в пилотном режиме и предлагает потом уже не просто красивую технологию, а решение с доказанной эффективностью…

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
«Театр — это живое дело»
Ника Пархомовская
Позвольте дать совет
Франческа Джино
Барбра Стрейзанд
Элисон Биард