Как эффективно внедрять новейшие технологии | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как эффективно внедрять
новейшие технологии

Быстрые перемены порождают проблемы во всех отраслях.

Автор: Рон Ашкеназ

Как эффективно внедрять новейшие технологии

читайте также

Ковчег для бизнеса: как применить стратегию Ноя в 2020 году

Марк Розин

Роберт Дадли: Культурная программа для нефтяной компании

Елена Евграфова

Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их

Анант Нишадхам,  Ачьюта Адхварью,  Тереза Молина

3 основные потребности лучших китайских компаний

Джин Бретт,  Ли Ма,  Хао Ван,  Чжи-Сюэ Чжан

В течение нескольких лет мне доводилось обсуждать с сотнями руководителей причины излишней усложненности их организаций и почти всегда главным виновником оказывались «технологии». Разумеется, в следующую минуту эти же люди говорят, что технологии радикально изменили сам характер работы, повысили продуктивность каждого сотрудника, открыли мир новых возможностей. Странное противоречие: современные технологии оказываются одновременно и благословением, и проклятием, двигателем прогресса и источником разочарований. В итоге управленцам приходится ломать себе голову: как же довести отдачу от новых технологий до максимума, а неприятности свести к минимуму – и для самих себя, и для организаций.

Для решения этого вопроса первым делом нужно осмыслить причину такого отношения к технологиям – откуда эта неоднозначность. По моему опыту, причин, главным образом, всего две: нарастающие темпы перемен и завышенные ожидания, которые предъявляются к новым технологиям.

Феномен ускоренного появления и коммерциализации новых технологий был впервые описан в книге Элвина Тоффлера «Шок будущего», написанной в далеком 1970 году. Хотя эта работа главным образом запомнилась как пророчество о виртуальном обществе, Тоффлер предсказал также постоянное сокращение цикла от открытия до широкого внедрения очередной технологии, то есть постоянные перемены, а не эпизодические взрывы.

К примеру, от изобретения телефона до распространения этого вида связи в большинстве регионов мира (и то за исключением сельских и экономически отсталых местностей) прошло более 80 лет. Напротив, мобильный телефон, изобретенный в 1973 году, через десять лет уже поступил в продажу, а сейчас, всего через 40 лет, в мире насчитывается более пяти миллиардов мобильников. Причем используются они не только для разговоров. В них встроены самые разнообразные приложения. Новые идеи и новые технологии для смартфонов появляются чуть ли не каждый день.

Быстрые перемены порождают проблемы во всех отраслях. Недавно я модерировал встречу совета директоров технологической компании с клиентами, и в качестве основной рекомендации со стороны клиентов прозвучало: замедлить внедрение новых технологий, поскольку компании-пользователи не успевают их освоить. Иными словами, с точки зрения потребителя постоянное совершенствование существующих платформ лишь усложняет им работу.

С другой стороны, к возможностям новых технологий предъявляются совсем уж нереалистичные ожидания. У нас появились глобальные коммуникации, системы поиска и передачи данных. Разве из этого следует, что любой бизнес-процесс должен осуществляться с той же бешеной скоростью? Многие менеджеры сообщают, что клиенты, партнеры и начальство ждут именно такой эффективности, а для сотрудников это означает дополнительные часы работы и невозможность отдохнуть даже во время путешествий, вечернего досуга или отпуска – все равно нужно как минимум проверять почту и отвечать на смс. Не остается ни минуты подумать, взглянуть на свою работу со стороны – а это не только усложняет работу управленцев, но полностью лишает их возможности контролировать свое время.

Тем руководителям, кто хотел бы свести к минимуму связанные с технологиями осложнения, имеет смысл продумать две группы вопросов:

  1. Какие технологические инновации следует внедрить в свой бизнес, а без каких можно обойтись, по крайней мере, в данный момент? И если какие-то технологии мы берем, как освоить их, не создавая себе проблем? Главное, убедиться в том, что новые технологии и даже новые вариации или новые возможности старых платформ в самом деле полезны именно для вашего дела. Слишком часто новинки расхватывают лишь потому, что они «клевые» или реклама что-то сулит, но никто толком не присматривается, как обстоит дело с окупаемостью потраченных на них денег. И нередко бывает так, что руководство даже не поинтересуется, совместимы ли данные инновации с уже существующей инфраструктурой. Увы, если новинка не принесет прибыли, она, скорее всего, создаст дополнительные сложности.
  2. Как привить клиентам, партнерам и самим себе более реалистичные требования, особенно к темпу внедряемых технологий? Можем ли мы установить какие-то фундаментальные правила, сделать так, чтобы эти требования стали хотя бы более прозрачными и понятными всем? Подобные вопросы помогают выявить разницу между приоритетными задачами и рутинными. В мире мгновенных сообщений легко стать жертвой распространенной ошибки и любой вид виртуальной деятельности воспринимать как самый главный. Определите, кому и по какому поводу следует отвечать немедленно – это поможет вашим сотрудникам навести порядок.

Конечно, ответ на эти вопросы не решит сразу всех порожденных технологиями проблем. Но с них хотя бы стоит начать.

Читайте по теме: