Большие данные: как Google угрожает экономическим интересам общества | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Большие данные: как Google угрожает экономическим
интересам общества

Информация — это стратегический потенциал, и мы должны воспринимать ее именно так.

Автор: Кира Радински

Большие данные: как Google угрожает экономическим интересам общества

читайте также

Вредные связи

Андрей Шипилов,  Жюльен Клеман,  Шарль Галюник

«Счастливые часы» Facebook

Вамси Канури,  Исин Чен,  Шрихари Сридхар

Следи за собой, будь осторожен

Владимир Рувинский

11 февраля 2016 года состоялась первая встреча в рамках проекта «Личный опыт».

Белый дом недавно выпустил отчет об опасности больших данных для повседневной жизни. Главной его темой была старая добрая история о том, что из-за них может быть нарушена неприкосновенность частной жизни граждан. Озабоченность по поводу охраны персональных данных пользователей высказали Федеральная торговая комиссия и Национальная администрация по телекоммуникации и информации США, а также компания PwC и газета The Wall Street Journal.

Однако большие данные несут с собой и другие риски. По моему мнению, самый главный из них — угроза свободной конкуренции.

Сегодня мы видим, как компании выстраивают свои интернет-протоколы не только с помощью технологий, но и с использованием принадлежащих им данных и производных от них. Поскольку бизнес аккумулирует все больше информации, появляются все более многочисленные возможности по созданию новых рынков сбыта и продуктов, основанных на этих сведениях.

Все это замечательно. Но каков следующий шаг? Данные становятся барьером для выхода на рынок, и это мешает новым игрокам вступить в серьезную игру. Из-за того, что у состоявшихся участников имеется доступ к огромному количеству защищенной законом информации, падает общий уровень конкуренции в отрасли. Это в свою очередь наносит вред экономическому развитию во многих сферах.

Регулирующие органы федерального правительства должны задать себе вопрос: не стоит ли признать еще одной формой монополии ситуацию, когда единственная компания обладает таким количеством информации, которое затрудняет потенциальным конкурентам выход на рынок?

Читайте материал по теме: Сделайте так, чтобы ваша новая идея выглядела не такой пугающей

Прекрасным примером такого положения, когда данные становятся несправедливым препятствием к выходу на рынок, является сфера поисковых услуг. Google произвел революцию в этой отрасли в 1996 году, когда он представил алгоритм поиска, основанный на концепции важности интернет-страницы — известная система PageRank. Но с тех пор поисковые алгоритмы претерпели значительные изменения, и сегодня большинство интернет-поисков основаны на алгоритмах машинного осмысления, комбинирующих тысячи факторов (рейтинг популярности страницы — лишь один из них). Теперь самый важный фактор — исторические показания работы системы и соответствующие им «клики» на результаты поиска. Исследования показывают, что при использовании исторического подхода точность поиска значительно повышается, улучшение может достигать 31%. На самом деле сегодняшние поисковики не могут производить высококачественные результаты без исторических данных о поведении пользователей.

Это создает положение, в котором новые игроки, даже обладающие более качественными алгоритмами, не могут выйти на рынок и конкурировать с укоренившимися компаниями, владеющими обширными записями предыдущего поведения пользователей. В этой ситуации новые участники практически обречены на провал. Это тот самый вызов, с которым встретилась корпорация Microsoft, когда решила выйти на этот рынок через несколько лет после Google: как создать технологию поиска без истории поведения пользователей? Решение пришло только через год, когда компания Билла Гейтса вступила в альянс с Yahoо, которая предоставила ей доступ к многолетней поисковой истории. Но тот же Bing все еще значительно отстает от Google.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Эта ситуация характерна не только для поисковой отрасли. Учитывая важность данных для всех сфер бизнеса, информационные барьеры для входа на рынок могут влиять на любую из них: от сельского хозяйства (где нужно искать сведения об оборудовании и удобрениях, которые помогают фермерам повысить урожайность) до образования (где данные о результатах различных учебных заведений и демографические показатели могут сыграть большую роль в повышении качества услуг). Даже в области здравоохранения: больницы, специализирующиеся на конкретных заболеваниях, становятся единственными владельцами медицинских данных, которые могут сослужить службу в поиске эффективных способов их лечения.

Информационные монополии наносят вред как мелким стартапам, так и солидными предприятиям, а вот выигрывают от них почти исключительно крупнейшие корпорации. McKinsey установила, что в 15 из 17 секторов экономики США компании с количеством сотрудников более 1000 человек в среднем хранят около 235 терабайтов данных — больше, чем содержится во всей Библиотеке Конгресса США.

Информация — это стратегический потенциал, и мы должны воспринимать ее именно так. Она должна соответствовать тем же стандартам конкуренции, как и другие стратегически важные ресурсы. Способность информационных монополистов блокировать доступ конкурентов на рынок почти ничем не отличается от экономического преимущества в нефтедобыче компании Standard Oil или железнодорожной монополии Northern Securities Company сто лет назад.

Возможно, пришло время для Антитрастового акта Шермана, но только в сфере информации. У вас еще нет позиции по этому вопросу? Тогда задумайтесь вот о чем: исследования показали, что около 70% организаций все еще не работают с большими данными. Если ваша компания — в их числе, вы, скорее всего, уже проиграли информационным монополистам.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена